Судак и девочки

В маленьких выставках есть своя изюминка

 Куприн Бахчисарай 1927 год

экспозиция

Игорь Шевелев

 

В недавно открывшейся галерее Гари Татинцяна на Ильинке в двух шагах от Кремля проходит выставка рисунков художника Александра Васильевича Куприна (1880-1960). Прекрасный живописец, участник группы «Бубновый валет» в 1910-х годах, соратник по искусству Ильи Машкова и Петра Кончаловского, Александр Куприн прожил долгую жизнь в искусстве. У него были ученики и продолжатели, а, стало быть, живой творческий след его тянется до наших дней.

 

В экспозиции в галерее Татинцяна представлены рисунки, сделанные Куприным едва ли не за полвека. Это пейзажи, натюрморты, виды Крыма – Форос, Бахчисарай, Судак. Работы 1920-х годов соседствуют с теми, что возникли на три десятка лет позже. Первое впечатление, что это наброски и подготовительные рисунки к его известным живописным холстам, не обманывает. На некоторых рисунках есть надписи для памяти «белила и охра», «фиолетовый», «белый» и т. д. По сравнению с большим сохранившимся массивом живописи мастера рисунки эти имеют явно факультативный характер. Но, гуляя в хороший летний день по центру Москвы – между Гостиным двором, ГУМом и Красной площадью, совсем неплохо оказаться в уютной галерее и посмотреть тонкие карандашные зарисовки достойного художника.

То же самое можно сказать и о рисунках Николая Чернышева и Матвея Доброва на небольшой выставке в «Доме русского зарубежья» рядом с метро «Таганская». Выставка проходит в рамках фестиваля, посвященного наследию Айседоры Дункан. Офорты Матвея Доброва 1910-х годов, изображающие знаменитую танцовщицу времен ее парижского расцвета, дополнены рисунками Николая Чернышева середины 1920-х годов. Художник развивает свою любимую тему угловатых, длинноногих девочек. На сей раз это ученицы танцевальной школы, организованной Айседорой Дункан в стране победившего социализма. Одно искусство оказалось запечатлено средствами другого. Когда видишь старые документальные кадры танцующей босиком заграничной дивы, испытываешь некоторое смущение: «и чего они все в ней находили»? А вот на рисунках художников как раз и оказалась сохранена удивительная пластика рук и тела танцовщицы, покорившей современников, оставшейся в мифе и нынешнем московском фестивале.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи