Игорь Сахновский «Счастливцы и безумцы». Повесть и рассказы. М.: Вагриус, 2005, 352с.

 

Любить по-русски

Декамероновского полку прибыло

 Обложка Игоря Сахновского

Книга

Игорь Шевелев

 

Несколько лет назад Игорь Сахновский стал первым и, видимо, последним лауреатом литературного конкурса «Русский Декамерон». Конкурс должен был расширить словесные возможности описания любовных актов и отношений на русском языке. В итоге, появилась первая прозаическая книга автора, и это именно серьезная литература, а не гламур, глянец и масскульт.

 

Нормальная любовь безумна. Именно таковы герои рассказов Сахновского, и поэтому никакой гламур к их шершавому сумасшествию прилипнуть не может. Это - «чудики», которые, в отличие от шукшинских, могут и сыскать свою половину, впав в лаконично описанное любовное буйство, которое дополнено буйством общегражданском. «Настоящих буйных мало», - сетовал поэт, но они есть. Их надо увидеть, и Игорь Сахновский видит.

Автор достоин любви не менее, нежели тоскующие по любви герои. Но привыкаешь к автору не сразу. Раздражает и то, что читал у других, и что не читал ни у кого. Расположить к себе читателя дело тонкое и безнадежное, лучше не затевать, а писать, как можешь.

Тогда слово обретает последствия, как сюжет, выстраивающийся сам собой, поскольку ему так надо, а ты лишь писец и соглядатай. Это в романтической версии. А в жизни - математический скрип мозгов, новеллы с неожиданным финалом, надежда придумать то, что никто не придумывал в безбрежном океане кино-, теле- жизне- и литсюжетов. С условием – о любви.

Есть закон логики: если ты не нашел никого по себе до сих пор, значит, не найдешь и впредь. Книга рассказов и «хроники» Сахновского – как раз об обратном. Поэтому она радует и раздражает одновременно. Хорошо идти против логики, - никуда не дойдя, порадуешь окружающих. Цинично-романтический вечный юноша, срубающий литературные цветы и премии – адекватное занятие человека, считающего себя неудачником.

Первая любовь мальчика и первая измена, интернетная тоска по любовной близости в компьютерном чате, обернувшаяся реальностью, детская влюбленность в героиню фильма и взрослая встреча с ней, лирические безумства на полпути к криминальной хронике, - сюжет все стерпит, любящему все полезно, включая смерть и женитьбу. Это раньше все заканчивалось свадьбой, сейчас все тоже может закончиться ей, - мы без предрассудков. Игорь Сахновский может писать о случайностях жизни, а может о детстве, - все равно дело кончится той штукой, что движет солнце и светила. Наоборот, в детстве мы ближе ко всему, включая любовь. Потом это же оказывается смертью, потом оказывается, что границ нет ни у того, ни у другого. «И когда после нежных неудобств, причиняемых носами и подбородками, коленками и ступнями, они сумели наконец обняться и совпасть так, что, казалось, ближе и точнее не бывает, она раскрыла медленно-медленно еще одно объятье, горячее и страшное, словно раскрывшаяся рана». Ну, что же, ради этого можно было городить и литературный конкурс.

Но, как говорится, в чужих рецензиях, на самом деле книга не об этом. Книга не о потугах любви, а о безнадежном течении жизни. А повесть «Насущные нужды умерших» и вовсе надо читать обязательно. Ее интонация любви, памяти, печали, ее биографический сюжет и точные детали души и времени можно соотнести разве что с бунинской «Жизнью Арсеньева». Впрочем, и его утверждение - от маловатой, как кольчужка, начитанности, дающей возможность сравнивать несравниваемое.

Игорь Сахновский (род. в 1958 году) выпустил в начале перестройки две поэтических книжечки – в провинции и в Москве. Полноценный дебют случился почти что в 50 лет. Кто-то верно заметил, что Россия – страна неизвестных солдат и неизвестных писателей. Последним даже памятника нет, чтобы положить цветочек. Но вот время от времени выходят книги.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи