От дуриков до домовитян

Все способы жить не по лжи, а по идее

 

книга

Игорь Шевелев

 

Книга - о типах мировоззрений, возникших на месте советского атеизма. Ее жанр – «комедия идей», разыгранная в лицах позднего застоя. Форма – мастерски выдуманное религиоведческое исследование 1985 года «для служебного пользования», которое даже серьезные ученые приняли за чистую монету, а не литературную игру.

 

Речь не столько о сектах «домовитян», «дуриков», «красноордынцев», а о доведении идеи до религиозного абсолюта и нравственном максимализме «жить по этой идее». Если поститься, то до изуверства, если дурить, так до национальной идеи.

Конечно, в постперестроечной реальности тысячи людей пошли не в дурики и пустоверцы, а в «религиозный ширпотреб», - от астрологов и кришнаитов до фундаменталистов всех мастей. Легче было взять готовые формулы. Но мир интеллигентного застоя 1970-80-х годов в его «хождениях по верам» и размышлениях о Боге и России обрел адекватный памятник, написанный синхронно с событием.

Речь о «бедной религии», когда официальное советское неверие сменилось частной верой – «просто в Бога». Исторические обряды и догмы была вытоптаны «из семьи, частной собственности и государства», и стал слышен глас вопиющего в пустыне. Это не западный экуменизм, сближающий религиозные традиции. Это постсоветский путь через пустыню неверия то ли к призраку Бога, то ли к миазмам тоталитарной психики. И обдумать свою веру и неверие до конца не получается, и объявить недумание истиной – тоже очередная секта получится.

«Новое сектантство» многослойно, открываясь по мере чтения. Описания «новых русских сект» сменяются «западными рецензиями на книгу». Инокультурный взгляд на «русскую идеологию» отводит нашим умственным восторгам их место – беспочвенных «кухонных» разговоров о том, о чем, по Витгенштейну, следует молчать.

Дальше вступает голос «автора исследования» - профессора атеизма Раисы Омаровны Гибайдулиной. Перебирая «застойные идеи», она вскрывала ложь их «частичности». «Записи и дневники 90-х годов» являют трагического мыслителя, видящего продолжение коммунизма в «сетевом» будущем информационно-планетарного общества. Где каждая идея и каждый взгляд оправданы своей правдой и ею отброшены. От Интернационала к Интернету, к Y Интернационалу обобществленных мыслящих индивидов - вот ее лозунг. Атеизм - точка встречи всех людей. Вера может проповедовать любовь к людям, но нет веры, проповедующей любовь к другим верам. Смысл атеизма в том, чтобы «обратить ко всем верам равную любовь и понимание», прозревает «поздняя» Гибайдулина. Атеист исполнит «истинно религиозное дело – дело связи».

И тут вступает автор, М. Эпштейн раскрывающий замысел «комедии идей», куда, кроме данного издания, в будущее собрание работ войдут «Книга книг» и «Мыслители нашего времени». Где все идеи, доведенные до конца, стремятся к тоталитаризму, но вместе дают плюрализм. И где на место идеологии приходит идеография и идеософия, чтобы вернуть идеям ценность при свете мудрости.

Внутренний смысл книги – в молчании о том, о чем нельзя говорить с нашего умственного бодуна и двигаясь от бомжовой печки. А смысл издания – в новых неожиданных идеях, книгах и в продолжении мыслительной жизни. И тогда впереди не тоталитарно бряцающая новая идеология, а трезвая безнадежность мыслящего сознания.

 

Михаил Эпштейн «Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России (1970-1980-е годы). Самара: Бахрах-М, 2005, 256с.

 

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи