Арбатские антропософы

Уникальная выставка в филиале Музея А. С. Пушкина

 

экспозиция

Игорь Шевелев

 

На углу Арбата и Денежного переулка, что за МИДом, в филиале Музея Пушкина - открылась выставка, связанная едва не с самыми потаенными связями русской культуры первых десятилетий ХХ века. Официально она называется: «От поэтической утопии к зримому духу» и демонстрирует произведения немецких художников Генриха Фогелера и Йозефа Бойса, а также наследие известного антропософа Рудольфа Штейнера.

 

Выставка устроена по принципу стиха, - с внутренними рифмами и эхом ассоциаций. Начать с произведений Генриха Фогелера (1872-1942), входившего в конце XIX века в группу «Ворпсведе», о которой писал великий поэт Райнер Мариа Рильке, заразившийся от Фогелера любовью к «святой Руси». Тяга к эксперименту, к изменению жизни по законам искусства привела Фогелера сначала в ряды компартии, затем в Москву, где с 1930-х годов жил в Доме на набережной, женившись на Соне Мархлевской, и, наконец, в казахстанскую степь, где он сгинул на второй год войны.

Его гравюры и живопись, представленные на выставке, являют тот визуальный план, сквозь который видна судьба. Гравюры конца XIX века, словно сошедшие со страниц «Нивы», переходят в «блоковский» символизм, в декаденство а ля Обри Бердслей, в начале 1920-х оборачиваясь визионерством, схожим с работами Василия Чекрыгина и Павла Филонова. Это, конечно, искусствоведческие помочи для представления уникального

художника, чье творчество вдохновлялось желанием обрести идеальное общество, вплоть до создания подходящей посуды, мебели и «дома-улья для пчел пролетариата».

Тут-то эксперименты Фогелера и соприкасаются с антропософскими идеями Рудольфа Штейнера (1861-1925), затрагивающими танцы и педагогику, архитектуру и сельское хозяйство. Антропософия была популярна в до- и послереволюционной России, благо у Штейнера была русская жена, книги его издавались по-русски, а присутствие среди штейнерианцев знаковой фигуры Андрея Белого и его жены Аси Тургеневой, строивших Гётеанум, пока не развелись, придавало этому мистическому течению общекультурную глубину. Русских антропософов собрали на съезд в СССР в конце 1920-х годов, да всех скопом и уничтожили. Старички и старушки, в большом количестве пришедшие на открытие выставки в Денежном переулке, в арбатских, самых «антропософских» местах Москвы, показались реликтами именно тех, легендарных лет русской эзотерики.

Немецкий художник Йозеф Бойс (1921-1986), художественные идеи которого тоже были полны своих тараканов – от тепла, энергии и любви, движущих вселенной, до воспоминаний о крымских татарах, спасших его, сбитого в 1943 году немецкого летчика, обернув в войлок и жир, которые он потом использовал в своих «экологически чистых» произведениях, - так вот именно Бойс и соединяет культовые фигуры Фогелера и Штейнера на нынешней выставке, как их почитатель и продолжатель. Бойса у нас любят, но в таком контексте воспринимают впервые.

Ценителям будет интересно увидеть на выставке большие черные листы, на которых рисовал свои вселенские схемы Р. Штейнер (он прочитал ученикам тысячи лекций, прежде чем те догадались обертывать ученическую доску, с помощью которой он объяснял «материал», листами ватмана, потом сохраненные в качестве реликвий). А также прежде никогда не выставлявшиеся для публики медитативные рисунки Андрея Белого, сделанные в Дорнахе. В них посвященные могут увидеть след астральных путешествий великого символиста и духовидца.

Выставка осуществлена музеем Генриха Фогелера в Ворпсведе совместно с архивом Рудольфа Штейнера в Дорнахе. А музей Пушкина открывает нынешней экспозицией цикл мероприятий, посвященных 125-летию Андрея Белого и Александра Блока. Выставка продлится до 10 октября.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи