Игорь Шевелев

 Хамдамов

Явление Хамдамова

Владимир Спиваков пригласил последнего из непризнанных гениев

 

В галерее на Солянке открылась десятидневная выставка Рустама Хамдамова под названием «Вокальные параллели». Она проходит в рамках фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» и представляет собой редкое явление народу человека, о котором все слышали, но мало кто видел.

 

Режиссер и художник Рустам Хамдамов – это непризнанный гений, последний представитель некогда многочисленного племени, растворившегося при капитализме. Хамдамов – остался. Все знают, что он когда-то начинал снимать «Рабу любви», но что-то случилось, и фильм отдали Никите Михалкову. Все знают, что он снял великий фильм «Анна Карамазофф», который получил много призов, но никто его не видел. Все знают, что он лауреат премии «Триумф», но ему практически негде жить и работать. Все знают, что он прекрасный и тонкий художник, который дарит свои работы и графические идеи направо и налево, но никогда их не выставляет, не продвигает.

Теперь вот выставил почти восемьдесят акварелей, выполненных за последние семь лет, два десятка графических работ под названием «Мода» - эскизы платьев, заказанные всемирно известными модельерами Армани, Ив Сен-Лораном, Готье, несколько работ маслом и акрилом на холсте. Тут же на выставке демонстрируется его последний фильм, который тоже называется «Вокальные параллели» о двух ненавидящих друг друга тенорах, фильм, где играют Рената Литвинова, Эрик Курмангалиев и другие.

Но все опять же не так просто, - фильм он снял восемь лет назад, заказчик в Казахстане оказался фильму не рад, потерял негатив. Кажется, Денис Евстигнеев перевел оставшуюся у самого Хамдамова часть фильма в негатив, а уже режиссер вместе с Ираклием Квирикадзе смонтировал эту половину бывшего фильма заново, и в начале осени показал в Венеции, а в начале зимы покажет в Лондоне. При этом мастерская Хамдамова у него отобрана, поскольку находится в доме, предназначенном под снос. Выставка в галерее на Солянке была собрана и развешена в последний момент, потому что за неделю до того галерею затопило, и то, что экспозиция открылась, чудо. И даже когда все знаменитости собрались на ее открытие, самого Хамдамова не оказалось, - он вроде бы попал в автомобильную пробку и приехал часа через полтора после назначенного времени. Зато у всех было время посмотреть и картины на стенах, и фильм на экране и удостовериться, что – да, гений. Легкий и неуловимый как мудрец, приснившийся бабочке.

 

Прямая речь

Владимир Спиваков

- Я давно знаком с творчеством Хамдамова, и считаю, что это удивительный, ни на кого непохожий художник. И все, к чему он прикасается, становится каким-то особенное. Вспоминается стихотворение Жака Превера «Я – другое дерево». Вот он – другое дерево. Необыкновенно тонкий человек. Ранимая душа, скромность необычайная, - все это находит отражение в его работах. Даже то, что он не хочет давать интервью, и вообще я не знаю, приедет ли на эту выставку, - это тоже он.

 

Андрей Макаревич

- Мне очень нравится то и как он рисует, потому что это близко к моему ощущению графики. И местами близко к тому, что я делаю в графике. Не потому, что мы похожи, - мы абсолютно по-разному рисуем. Но я вижу, что эти вещи он делает быстро; они долго в голове складываются, но рисуется все за минуту, за несколько секунд. И вот эта способность зафиксировать мгновенное ощущение, - это, по-моему, самое ценное, что может быть в графике, и что больше всего меня в ней привлекает.

 

Сати Спивакова

- Сколько я знаю Рустама, столько я им восхищаюсь, - восхищаюсь той тайной, которая в нем есть, и которую каждый разгадывает по-своему. Его искусство несет заряд очень позитивной энергии, несмотря на то, что он не рубаха-парень. Иногда он что-то говорит, и вдруг в потоке речи, в потоке сознания открывается какая-то истина, о чем раньше не думал, но что сразу становится очевидным и гениальным, обретая космический масштаб. Так же и в его рисунках. За кажущимся однообразием и повторением одного и того же почерка, всегда какая-то новая история, медитация. Для меня это очень дорогой человек, одна из тех встреч в жизни, которой я очень дорожу.

 

Паола Волкова

- Рустам Хамдамов дарит свои работы широко и безоглядно, его моды, его образы растекаются по миру, часто теряя имя, перепродаваясь в этой индустрии. Но он даже головы не повернет в эту сторону. Он аристократичен в своем поведении, в отношении к своей творческой жизни. Всем нам надо что-то сделать, чтобы помочь этому художнику. Он живет сейчас в комнате, которую снимал, когда был студентом, в каких-то бывших скуратовских палатах без стен и потолка. Я хотела бы, чтобы нынешняя выставка стала поводом для того, чтобы были сделаны усилия для исправления ситуации. Это нужно нам, а не ему.

 

Рустам Хамдамов

- Это случайная выставка. Пришла ко мне Сати, сказала, что вот будет фестиваль, не упрямься, давай выставляйся. Я об этом фестивале и не слышал. Все было сделано практически за один день. В результате оказалось очень мило. На самом деле я никому не нужен, и никто мне никогда ничего не предлагает. И фильм – лишь половина того, что было снято. Праздник кончится, завтра не будет ни мастерских, ничего. Бесплатная лафа, которая была при советской власти, кончилась. Сейчас ее нет, зато свобода. Все достоинства продолжаются недостатками. Но будем жить, и как-нибудь все устроится.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи