выставка дня

НА СОЛНЕЧНОМ ПЛЯЖЕ В ДЕКАБРЕ

Галерея «Ковчег» набирает силу в тематических выставках.

 

Уже были показаны и по достоинству оценены экспозиции «Память нЁба» (еда в российском искусстве), «Акварель и время» (эволюция лирической акварели), «Сто лет с огоньком» (курение и курильщики как предмет изображения), «Цветными карандашами» (проходит сейчас в выставочном зале на улице Усачева). Открывшаяся выставка «На солнечном пляже в июне» - в этом ряду. Три зала (на улице Немчинова, 12) битком набиты первоклассными работами мастеров русской живописи ХХ века, посвященными отдыху на море.

По сути, это музейная экспозиция. Недаром помимо частных собраний произведения для выставки были предоставлены семью музеями. Серии работ Леонида Пастернака, Игнатия Нивинского, Ивана Ефимова и Нины Симонович-Ефимовой. Превосходные работы Александра Лабаса, Михаила Ксенофонтовича Соколова, Александра Дейнеки, Иллариона Голицына и его отца Владимира Голицына. Перечислять можно долго, потому что устроители выставки в «Ковчеге» из-за недостатка площади выбирали по одной-две работы каждого мастера. Фальк, Кончаловский, Бурлюк, Лансере, Шевченко, Шухаев – глаза разбегаются.

Но важен еще и всем знакомый предмет изображения, - крымские пляжи, Коктебель, Гурзуф, Паланга, Волга. Пустынный Коктебель 20-х годов, изображенный Александром Габричевским, можно разглядывать как архивный документ. Особенно рядом с современным Коктебелем на великолепной работе Екатерины Корниловой. А тут же – фотографии, открытки, пляжные зонты, купальные костюмы начала 1930-х годов из парижского собрания Александра Васильева. А вон, кто интересуется, - русские Лолиты второй половины 20-х годов на картинах А. Пахомова, иллюстратора советских детских книжек.

Безусловно, полнота русского искусства ХХ века не была бы соблюдена без современных художников. Их круг в подобных выставках «Ковчега» достаточно широк – от Гарифа Басырова, Натальи Нестеровой, Аркадия Петрова, Виктора Дувидова до Павла Шевелева, Владимира Кортовича, Натты Конышевой, Александры Родионовой и других.

Снова проходишь экспозицию. Знаменитый искусствовед Георгий Вагнер изобразил пустынный красноярский пейзаж своей сибирской ссылки. У нас ведь и такие пляжи в июне были. На пастельном рисунке Леонида Пастернака - игра детей на берегу европейского курорта. Кто этот юноша, опирающийся на палку? Не старший ли сын Борис, как раз тогда сломавший ногу, освободившую его от всех будущих войн века? И снова разглядываешь великолепную девушку в купальном костюме начала 30-х Николая Тырсы («За глаженьем»). А тут еще в зале звучит эта музыка 30-х годов, - что советская, что нацистская, - с их оптимистическим культом физического здоровья, солнца, воздуха, воды, обнаженного тела, которое вскоре сгинет, разорванное снарядами. А вот это уже и я помню: Рижское взморье конца 50-х работы Даниила Дарана.

Нет, можно долго ходить, разглядывать. Жаль, что никто так и не собрал по этим выставках «Ковчега» тематических альбомов. То-то была бы красота. Но спасибо устроителям, обозначившим их возможность. Ну, а зрители до начала февраля могут посмотреть саму выставку.

Игорь Шевелев

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Гостевая книга