Вертеп искусств

Достигнув сатирической известности, Салтыков-Щедрин стал художником-передвижником и написал картину «Не ждали? То-то и оно!» Это – анекдот из тех, что писал Хармс. А вот писатель Владимир Войнович действительно стал художником. Не в анекдоте. Думаю, впрочем, что рукой писателя водил его герой Чонкин, осевший, как известно, в среднеевропейской загранице. Чонкин рисует курей. Чонкин рисует Льва Толстого. Чонкин рисует писателя Войновича и поэта Коржавина. Ну что же – говорит искушенный зритель, посетив в ЦДХ выставку Владимира Войновича и Владимира Любарова «Двое на завалинке», - похоже, очень даже в духе Чонкина. И к тому же, вот ирония, указатели, где чьи картины, - отсутствуют, и примитивы Чонкина-Войновича очень даже часто путают с изысканной цветной графикой Любарова, иллюстратора многих известных книг – от Рабле и Гоголя до того же Войновича и Эдгара По. Например, актриса Ия Савина, объяснившись на вернисаже в любви к Войновичу, сказала, что живет в деревне в Костромской губернии и там все точно так, как на его картинах. Имея в виду серию Владимира Любарова «Толстые бабы и тощие мужики деревни Перемилово». Ведь Войнович-то живет не в деревне, а в городе Мюнхене, где все иначе. При этом никто почему-то не приписывал Войновичу серию работ Любарова «Амстердам», вызвавшую восторг и прилив спонсорских чувств в нидерландском посольстве. Но поскольку рисовал Любаров русских матросиков и веселых девушек из квартала «красных фонарей», то решили, что пусть его будущую поездку и более тесное знакомство с натурой последние и оплачивают. Тем более что их профсоюз находится в том же здании, что и национальное управление культуры Нидерландов. А то, что Любарова нельзя не любить, доказывает другой его генеральный спонсор – московский завод «Кристалл».

Но Амстердам Амстердамом, а в самом центре Москвы прошла ярмарка «Арт-Манеж-97», включившая в себя множество продающих картины галерей, всяких авангардистов и модернюг с их перформансами и акциями, музейные и частные коллекции, - в общем, всякой твари по паре и даже по многу пар. Народ гуляет, вертит шеями, покупает, что понравится, - всякого искусства навалом. Активно идет и светская жизнь: всякая галерея, а их тут едсятки, это свой замкнутый вертепчик. Там кучкуются художники, галеристы, друзья художников и галеристов, покупатели, случайные любители выпить и закусить. Потому что праздник он и есть праздник. Чемпион по угощениям – галерея Герцева. Вроде уже выпили все шампанское, шардоне и бордо, съели все конфеты, глядишь, а они новые коллекционные ящики распаковывают! Тут расчет. Потенциальные покупатель простоит здесь все время, других посмотреть не успеет и конце концов купит картину там, где стоит. Тем более что у галереи Герцева своя концепция: у каждой картины индекс изобразительности выставлен. От нуля («Черный квадрат» Малевича) до единицы (фотография самого Герцева). Прочее искусство – между ними. Выберешь картину, а ней тебе индекс всучат, как знак качества – какой-нибудь 0,666 (в периоде).

А мимо вертепов жизнь проходит. Идет, скажем, Дмитрий Дибров в длинном пальто или Андрей Макаревич с папочкой рисунков (недаром архитектурный институт заканчивал). Там артист идет, здесь главный «Митек» в тельнике шествует, чуть поодаль прекрасная Любовь Полищук благосклонно внимает, что ей художник Цигаль про искусство на ушко нашептывает. В вертепах жизнь и вовсе ключом бьет. Можно поблуждать по «Лабиринту», сооруженному Пако Инфанте, сыном известного Франциско Инфанте, который и сам представлен неподалеку, но уже в музейном контексте. Не менее музейный Павел Филонов выставлен галереей «Росизо» не просто так, а в кубе: настоящий Филонов и тут же точная его копия, разницу почувствуешь только по цене, когда захочешь купить. Галерея «Московская палитра» демонстрирует раннего Владимира Яковлева – ныне живого, но вполне сумасшедшего живописца-классика. Музейные вещи запросто соседствуют с ширпотребом, голодные глаза художников с сотовыми телефонами любителей искусств, авангард с халявой, «Артотека» Леонида Бажанова и вовсе картины напрокат дает. Все смешалось в доме Обломовых. Художник Михаил Ромадин, выставивший картину «Художник Оскар Рабин в своей мастерской в Париже», уже лет десять колесит по всему свету: сегодня Париж, завтра Монако, послезавтра Берлин. Как и положено гражданину мира. «Последнюю картину у меня, - рассказывает, - купил в Париже армянин, живущий в Венесуэле, и расплатился при этом гульденами». Во жизнь! А тут же в галерее «Семь гвоздей» раздают книжку анекдотов о галерее «Семь гвоздей». Ее хозяин Николай Филипповский решил занять экологическую нишу между чукчами и Василием Ивановичем, тем более что рисунки к анекдотам рисовал Алексей Меринов. А всех элегантней выступила Якут-галерея с проектом под названием «С того света». За большим «садом камней» из псевдобетона сидят на полу и выпивают завсегдатаи галереи. Иначе говоря, прогноз неутешительный: «там» то же самое, что и здесь. А здесь, как известно, по-разному.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений