Игорь Шевелев

 Вадим Захаров в замочной скважине на фоне будуара

Персонажи в поисках художника

Вадим Захаров дал галерейный залп из всех орудий

 

Иногда кажется, что актуальное искусство это особенная деятельность, заключающаяся в умении продвигать пустоту - в пустоте, привлекая к себе деньги и внимание тех, у кого есть те же деньги и СМИ, разносящие весть о тебе. Что-то вроде тупика как жанра. Именно так называлась одна из работ Вадима Захарова, чьи выставки одновременно открылись в Третьяковской галерее на Крымском валу и в престижной Stella Art Gallery.

 

Они приурочены, как сказано в пресс-релизе, к 25-летию творческой деятельности художника (не говоря уже о 150-летии Третьяковки), хотя активное участие Вадима Захарова в московском неофициальном искусстве и, в частности, в концептуализме датируется 1978 годом. И эта неточность, кстати, вызывает особое доверие к художественному мышлению автора монумента Теодору Адорно во Франкфурте-на-Майне, а заодно и издателя, архивариуса, коллекционера, книжного дизайнера и пр.

Проект Вадима Захарова в Stella Art Gallery выглядит достаточно забавно, это - "Философия в будуаре", в буквальном смысле. Зрителям, правда, пока демонстрируется лишь один будуар. Но сказано, что там некоей супермодели, которая в отсутствие зрителей возляжет на диван (ню? в неглиже? в туалете от Армани?), будут тет-а-тет прочитаны лекции по философии и прочей культурологии лучшими умами нашего отечества. Видеосъемка этих лекций позже и будет показана избранной публике (галерея изысканна и потому невелика).

Выставка в Третьяковке на Крымском валу более глобальна, что явствует из ее названия - "25 лет на одной странице". Тут показано нечто вроде лабиринта жизни художника, - инсталляции, фотографии, видео концептуальных действий и приключений автора, а также отражающие их объекты, инсталляции, книги. В том числе, одноименное издание, выпущенное к выставке "Интерросом". Назвать его роскошным это ничего не сказать. Это какое-то художественное излишество, а не книга. Только нелепые опечатки примиряют с данным совершенством. (Между прочим, этой книгой "Интеррос" начал серию "Монография", посвященную современному искусству). Будь я автором, я бы задумался, что же такое надо написать, чтобы напечатать на такой бумаге, в таком дизайне? Потом уже соображаешь, что хорошая бумага все стерпит. Так что перед нами и впрямь - "книга жизни", как позиционирует свои работы за четверть века сам Вадим Захаров (ему принадлежит также макет и дизайн издания). Книга жизни кого-то, в кого превращается на своем пути художник.

Захаров с самого начала пути активно исследовал роль соавторства в современном искусстве, пытаясь указать на анонимность нынешних творцов, размытость их индивидуальности и даже неважность последней. Пытливость мысли художника-интеллектуала явно видна в проектах В. Захарова. Симуляция работ, ранее уже сделанных коллегами - в духе все того же размывания тромба авторства, - вызывало со стороны последних резонное желание набить морду прыткому плагиатору. Приходилось на время менять занятия, образ и место жительства, благо смена ролей и есть главная роль художника, как он себя понимает. Художник прячется в лабиринте им сделанного. Кто есть никто, тот станет - все.

Повторим, актуальный художник это тот, кто активно себя таковым называет, навязывает, объясняет, теоретизирует и практикует: философ и шут в одном флаконе. Вадим Захаров еще и архивирует московский концептуализм последних 30-40 лет, оставаясь при этом активным его деятелем, парадоксально растворяясь в "общекультурном контексте". Не случайно его обращение в одном из перформансов к образу Дон Кихота, сражающегося с мельницами. Кто из "русских мальчиков" не обчитывался книжками, хотя бы и став художником? Не случайно, Захаров на Западе воспринимается шибко умным, хотя в России концептуалистов считают настолько банальными, что не возьмут в толк, зачем они все это устраивают.

Одно из несомненных удовольствий посетителя галереи - ощущение себя умнее художника, - на выставке Вадима Захарова утрачено. Художник, безусловно, умнее своего зрителя, которого  запускает в лабиринт творческой жизни, откуда, пожалуй, нет выхода.

Художник расслаивается, наполняя окружающее творческими масками. Сам же остается пустым местом. Тем более пустым, что пустота, как в работе "Дзенский сад с сыром", - тоже одна из масок. Захаров, по своим собственным словам, переходит из одного творческого тупика в другой, находясь сразу во множестве их. Он называет это "методом Шивы", многорукого бога. Между прочим, бога-разрушителя.

Подобно золотой странице, включающей в себя сразу всю книгу "Маленький принц" с иллюстрациями, которая получилась путем 67-кратного пропускания через принтер, - так и "25 лет на одной странице" это - мгновение жизни художника, увеличенное многократно и увиденное разом. Производит впечатление.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи