Дон Кихот наизнанку

С чего начинался Пауло Коэльо

 Обложка Коэльо

Бестселлер

Игорь Шевелев

 

В издательстве «София» вышел «Дневник Мага» Пауло Коэльо. Это первая книга автора, которая, как водится, доходит до русского читателя последней, - после того, как писатель стал знаменит всеми последующими.

 

Между прочим, в момент выхода «Дневник Мага» ждала та же неудача у читателей, как и следующего за ним «Алхимика». Но пути бестселлеров неисповедимы. «Алхимик» стал знаменит, и теперь Коэльо – чемпион мира по продажам: 65 миллионов экземпляров в 156 странах в переводе на 59 языков. А большие продажи чисто математически влекут за собой продажи еще большие.

Понятно, что рецензируешь книгу Коэльо с опаской. Эта книга, как и все прочие, настолько нелепа и примитивна, вся его «философия» настолько укладывается в обрывок газеты, на которой в прежнее время резали селедку и колбасу под портвейн с водкой, что, казалось бы, о чем говорить? При этом понятно, что рецензию на Коэльо прочитает множество людей, привлеченных именем. А для чего писать рецензию, если ее не читают. Замкнутый круг окололитературной жизни.

На самом деле, Коэльо (род. в 1947), если отвлечься от назойливой его литературной раскрутки, «по жизни» вполне наш парень. Бывший неприкаянный хиппи, которого родители засадили в дурдом где его «лечили» электрошоком. Дважды убегал, дважды родители его туда возвращали. В последний раз после побега вернулся сам. Иногда кажется, что и в своих книгах он лишь придуривается, делая вид, что «пасет народы».

Его путь в поп-культуру начался еще в 70-х, когда он, бросив юрфак университета, стал автором популярных песен для бразильской рок-звезды, которую сам называл «бразильским Джимом Моррисоном». Тут и денежки потекли, и военная хунта бросила как диссидента в тюрьму, где Коэльо выдал себя за психа, благо, имелся опыт. Заодно занялся магическими практиками, вошел в «тайные ордена», которые тоже мейнстрим поп-культуры. Когда Коэльо уволили из фирмы грамзаписи, он занялся литературой, наваяв руководство по вампиризму и рассказы из серии «архивы ада». Не проканало.

Все это - предыстория «Дневника мага». В очередном тайном ордене, известном, как водится, только его немногочисленным членам, Коэльо посоветовали отправиться в паломничество «за мечом», - из французского городка Сен-Жан-Пье-де-Пор до испанского Сантьяго-де-Компостела. Путь к мощам апостола Иакова-Сантьяго, которым в средние века ходили паломники. Маршрут коммерческий, с проводником, который муссирует идею «нового рождения», чтобы клиент не распался по пути от жары и хандры. Потом выяснится, что наставник еще состоит и в итальянской компартии.

Вернувшись в полной депрессии домой, Коэльо, у которого было свое издательство, где он печатал свои невостребованные опусы, статьи в газетах и сценарии для телесериалов, решается на «последний шаг». Он хочет повторить успех модного тогда Карлоса Кастанеды, затеяв буквально на пустом месте свое собственное «духовное путешествие». Но если у Кастанеды была хоть какая-то экзотика, - старый индеец Дон Хуан, галлюциногены из кактусов, пустынная местность, то здесь - центр Европы, куда герой прилетает с женой на лайнере.

И вот здесь Коэльо делает выверт, которому позавидовал бы сам Дон Кихот. Старому идальго из Ламанчи не надо было в свое время доверяться кривому писателю Сервантесу, любителю назидательных новелл, а самому записать дневник своих приключений и духовного восхождения. Именно так поступает Коэльо. Вот толстая раздраженная старуха наспех выдает ему путевку пилигрима, по которой его будут пускать в монастырские гостиницы на маршруте. Вдруг он замечает, как «заблестели ее глаза. В трансе она возлагает ему руки на голову, посвящая в таинство». Вот он принимает какого-то цыгана-воришку, который потрошит чужой рюкзак, за проводника и вступает с ним в бессвязный диалог. Тут появляется настоящий проводник, который на протяжении всего маршрута будет откровенно поражаться дурости своего клиента, и объясняет ситуацию. Нет, вдруг осеняет Коэльо, «это был не цыган, это был сам дьявол». Он спрашивает об этом у проводника, который, на самом деле, «великий маг и учитель», и тот, хмыкнув, говорит, что пора идти. «Но этот краткий смешок показал мне, что проводник мой думает о том же, о чем и я. Нам повстречался дьявол».

Таким будет восприятие реальности на всем пути. Плюс «духовные упражнения» типа «вонзи ноготь указательного пальца в основание ногтя большого и надавливай, пока не почувствуешь сильную боль». Это «физический аналог твоих душевных страданий» – для того, чтобы убрать плохие мысли о себе. Или «вообрази себя заживо погребенным». В свое время Дон Кихот начинался рыцарских романов и сошел с ума, посчитав себя средневековым рыцарем. Для наших современников, чтобы обрести крепкую веру, рекомендуется выход из затяжного запоя или резкий перерыв в приеме наркотиков. Копеечная «эзотерика» и «духовная литература» с элементарными рецептами достижения «просветлений», лежащие на каждом углу, довершат ваш духовный путь. Примерно так выглядит герой «Дневника мага».

Двойной фокус видения придурочного поведения и «метафизического» его понимания, записанный элементарным слогом опытного телесценариста, бросившего пить, - это, конечно, производит впечатление. Представьте, что вы поехали в Анталию или Хургаду, и там на каждом шагу встречаете демонов, тайных рыцарей, магов, воинов Божьей благодати. А парень из ресепшн, подрабатывающий в летние каникулы гидом, рассказывает вам о духовной сути, почерпнутой из брошюрок об эзотерических ритуалах вашего ордена.

Поэтому взять и вдруг самому вылезти из-под этого огромного вороха макулатуры, вытащить себя из болота за волосы, как Мюнхгаузен, и навязать современникам, наподобие Пауло Коэльо, представляется не иначе как чудом. Когда вышел «Дневник мага», его, повторю, никто не заметил. Того же издатели ждали от следующего за ним «Алхимика». Но что-то на адской кухне книжного рынка схимичило, сошлось, вступило в реакцию, жахнуло, и – «из пламя и света» явился новый властитель дум.

Известно, что беременным навстречу попадаются одни беременные, а сломавшим в гололед руки и ноги – такие же, как они, увечные и загипсованные. В те дни, что я читал в метро «Дневник мага», я слышал вокруг себя одни только разговоры дам «коэльовского возраста» о том, что, вот, читают они «11 минут», или «Пятую гору», или «Заир», или еще какую-то дрянь, «и так, знаешь, милочка, хорошо и просто написано, что буквально отдыхаешь».

Всех их поздравляю с только что случившимся в издательстве «София» выходом «Дневника мага» Пауло Коэльо. Но их радость – ничто по сравнению с доходами держателей туристских маршрутов «Пути Сантьяго» в Испании, за что писатель получил специальную премию от правительства этой страны. Не поверите, но полгода назад открыли еще и «Путь Сантьяго» в Австрии – из аббатства Гёттвейг в аббатство Мельк. Со специальными придорожными знаками, на которых цитаты из книги Коэльо. Теперь подумывают о таком же пути – в России. Тут уж просветление можно будет гарантировать на все сто процентов.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи