Они еще и рисуют

Между «актуальщиной» и «патриотизмом»

 Павел у портрета Марины Королевой

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

В известной столичной галерее «Ковчег» открылась художественная выставка «Настоящее время». На ней представлены работы молодежного андеграунда, - выпускников художественных вузов, которые в наши дни рисуют обычные живописные и графические работы, а не делают инсталляции, видеообъекты и прочие артефакты.

 

Конечно, «обыкновенной» живописи и графики не бывает, - она или хороша, и тогда это искусство, или плоха. Галерея «Ковчег», известна выставками мастеров «московской живописной школы» 1920-1940-х годов. Молодые художники, творчеству которых она отдала свои экспозиционные площади, во многом продолжают традиции этого искусства. Само оно, будучи придавлено официозом в советские годы, и сегодня оказалось в тени того «актуального искусства», которое, кажется, в принципе, уже находится вне каких-либо эстетических оценок. На какое-то время некогда подпольное искусство «художественной альтернативы» заняло главенствующее место на новом арт-рынке, благодаря агрессивной напористости своих кураторов, - они отбирают «мастеров объектов и инсталляций» на международные биеннале, шумно пропагандируют их через свои галереи. Зачастую художественный уровень самой работы неважен и, пожалуй, даже вреден, - главное шум, поднятый вокруг «акции» любыми способами, «промоушн проекта», умение всучить свой товар, как самый лучший, а уж кто потом окажется в дураках, - неважно.

В этих условиях художники, которые решают собственно эстетические проблема мастерства выглядят «отсталыми», не идущими в ногу со временем, а по сути, «новым андеграундом». Причем, оказываются они между молотом «актуального искусства» и наковальней «патриотического академизма». Судите сами.

Организаторы выставки соединили в одной экспозиции молодых художников, принадлежащих к двум разным живописным школам. Одни – это недавние воспитанники Александра Ливанова в Полиграфическом институте. Другая часть из всех шестнадцати участников выставки – училась совсем недавно в Суриковском институте в мастерской Павла Никонова, этого живого классика «сурового стиля» 1960-х годов, вошедшего во все учебники «оттепельного» советского искусства. Подлинным скандалом можно считать тот факт, что с начала недавно начавшегося учебного года Павел Никонов был уволен из профессоров Суриковки. «Левое» советское искусство едва ли не полувековой давности оказалось слишком радикальным для нынешнего руководства института. Вместо этого там создается отделение «исторической живописи». Вполне в духе «патриотической духовности» наших дней, которой будет учить «наш новый Глазунов» - профессор Василий Нестеренко, на счету которого воспевание трудовых и ратных подвигов, росписи в храме Христа Спасителя, родные пейзажи, портрет «отца отечества Петра I» для президентской приемной. Странным образом, в живописном искусстве ныне восстанавливаются самые кондовые советские традиции, тот безвкусный и вылизанный имперский стиль, который весьма парадоксально дополняется в художественной жизни глубоко вторичным на мировом фоне «русским актуальным искусством».

В этой ситуации от молодого художника, действительно, требуется незаурядный творческий посыл и личное мужество, чтобы решать чисто живописные, формальные проблемы своего искусства и мастерства. Как в былые годы, да и как всегда, - работать на свой страх и риск, не обслуживая идеологические заказы власти, не стремясь к старым и новым кормушкам. Так что выбрать искусство – это еще и акт личного мужества.

Уже по этим причинам выставку «Настоящее время» в галерее «Ковчег» на улице Немчинова имеет смысл посмотреть. Экспозиция шестнадцати непохожих друг на друга художников заражает своей энергетикой. Это - веселое искусство, которому нечего терять, и которое может только находить. Выставка продлится до конца ноября.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений