Игорь Шевелев

 Людмила Маркина хотела бы такого Сомова иметь и у себя в Третьяковке

Самара-Christie’s

 

Вроде бы совсем недавно аукционный дом Christie’s настолько заинтересовался русским рынком искусства, что начал проводить в наших столицах предаукционные показы. Совсем недавно прошумел «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото» работы Пабло Пикассо из коллекции Эндрю Ллойд Уэббера, показанный в особняке на Тверском бульваре. Мы уже даже начали «болеть» за этот портрет, оцененный в 40-60 миллионов долларов, тем более что хозяин все деньги собирался отправить на благотворительную поддержку молодой драматургии и актерского искусства. Огорчились, что торги нью-йоркским вечером 8 ноября не состоялись, будучи перенесены на более поздний срок из-за сторонних претензий на картину, кажется, полностью выдуманных.

И тут же Christie’s расширяет свою деятельность в России, впервые устраивая предаукционный показ в нестоличном городе, - в Самаре. В тамошней галерее «Виктория» демонстрировались 23 полотна знаменитых русских художников конца XIX – начала ХХ века, входящие в 235 лотов «русских торгов» Christie’s, которые пройдут в Лондоне 29 ноября.

На открытие выставки из Москвы на берег Волги был отправлен целый десант искусствоведов, галеристов, арт-критиков и журналистов. Все они на месте могли оценить картины, среди которых, например, авторское повторение шишкинского «Соснового бора под Вяткой», что выставлен в Третьяковке, - но написанное в чуть меньшем размере и на 17 лет позже, в 1889 году. Или «Натюрморт с клубникой» Ильи Машкова 1923 года. Или «Дама с веером» Льва Бакста, около 1900 года (первоначальная цена всех трех работ - 900000 – 1260000 долларов). А также картины Филонова, Юрия Анненкова, Рериха, Бориса Григорьева, Поленова, Айвазовского и не слишком известного у нас Федора Захарова (1882-1967), эмигрировавшего в 1924 году из России в Нью-Йорк. Последний представлен картиной «Футбол», написанной маслом на дереве около 1912 года и изображающей, как указано в каталоге, команды, одна из которых позже стала известна под названием ЦСКА. К тому же все это похоже на недавний фильм Алексея Германа-младшего «Гарпастум», за стадионом видна часть московского городского пейзажа, сам художник позже прославился в Америке портретами светских звезд, ну, а первоначальная цена «Футбола» – от 560000 – 740000 долларов.

Понятно, что самое интересное на торгах это сами картины, их целая коллекция – от Александра Орловского и Ивана Айвазовского до, между прочим, Ильи Глазунова, чей холст «Русский Икар» 1973 года оценен для начала в 28-37 тысяч долларов, а там уж, как пойдет.

Но надо все-таки понять, - почему Самара? Да, город богатый, и не столько пивом и авиацией, сколько нефтью и газом. Скажем, партнером Christie’s выступила компания ОАО «Новатэк», второй по мощности после «Газпрома» производитель газа в России. Кроме того, компания замечена своими культурными программами, вроде спонсорства ансамбля «Солисты Москвы» Юрия Башмета, сотрудничества с Русским музеем, организацией выставки «Крестьянский мир» в Историческом музее в Москве и показом сокровищ Московского Кремля в Самарском музее.

С Самарой связан председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон, по некоторым данным входящий в третью сотню богатейших людей мира. Он же замечен в последние годы на ниве коллекционирования русской реалистической живописи конца XIX – начала XXI века, причем, как говорят близкие к нему люди, зачастую исходит из собственных вкусов, в связи с чем живопись Шишкина и наших современников из его собрания практически неразличима. Возможно, что московские галеристы Марина Лошак, Владимир Овчаренко, Евгений Березнер и другие, прослышавшие об интересе миллиардера к современному искусству и отправившиеся в Самару, были несколько разочарованы.

Чего нельзя было сказать о функционерах Christie’s. Для них бум на русскую живопись до сих пор приятная неожиданность, которая с каждыми новыми торгами зажигает все новые «звезды», как это произошло с тем же Ильей Машковым, чей натюрморт год назад был продан за 3,5 миллионов долларов, выведя его в «ценовые чемпионы» среди русских художников. Глава отдела русского искусства Алексис Тизенгаузен, работающий в этом бизнесе более двадцати лет, с удовольствием вспоминал, как в середине 80-х полотна Левицкого не находили спроса и за 6 тысяч фунтов, Репина – за 10 тысяч фунтов, Айвазовского – за 10-20 тысяч фунтов. В те годы игра явно не стоила затрачиваемых на нее свеч. Иное дело сегодня. Чтобы найти потенциальных продавцов имеющихся у них картин русских художников, А. Тизенгаузен объезжает весь мир, - от Японии до Калифорнии и от пригородов Парижа до Австралии. Он уверен, что покупатели на эти картины найдутся, и «русские торги» сулят прибыль, настоянную на газово-нефтяной выручке.

Пресс-конференция в галерее «Виктория» прошла достаточно быстро. Знаменитую волжскую панораму со смотровой площадки журналистам не показали. Их увезли в гостиницу и на ужин, а остальные приняли участие в спецприеме, где около сотни человек местной деловой элиты изображали собой не только любителей русского искусства, но и потенциальных его покупателей. Заодно начальник службы безопасности аукционного дома Christie’s, он же бывший сотрудник Скотланд-Ярда, провел с самарскими коллегами небольшой ликбез по вопросам охраны особо ценных объектов искусства. После чего местный генерал МВД от имени всех слушателей вручил ему в знак благодарности именные часы. Тоже трогательно.

А охранять в Самаре, видимо, есть что. Местные журналисты рассказывают, что приезжавший в город на премьеру своих балетов Родион Щедрин поведал, что на прошлогоднем аукционе Christie’s не только «Одалиску» Бориса Кустодиева купил за полтора миллиона фунтов стерлингов некий бизнесмен из Самары, но и практически все крупные покупки там были сделаны его земляками. Теперь это приветствуется новой русской властью. Да еще директор отдела предметов особой художественной ценности Christie’s Энтони Филипс, тоже приехавший в Самару, заверял, что купленные вещи будут приниматься обратно в течение пяти лет, а деньги возвращаться. Разве что за комиссию придется роскошелиться.

Надо заметить, что «русские торги» Christie’s в Лондоне в конце ноября всего будут продолжаться три дня. Отдельные торги посвятят иконам, русским книгам, рукописям, прикладному искусству и, собственно, живописи. Причем, цены, как водится, самые разные. Они устанавливаются по результатам прошлых аукционов. А «выстреливают», как правило, самые неожиданные для устроителей авторы, поднимая первоначальную цену в разы, а то и в десятки раз. Такая вот - «игра в искусство на деньги». Устроители сами не знают, чего от нее можно ждать. Разве что выставят очередную «Одалиску», на сей раз работы профессора Карла Гуна 1875 года, с начальной оценкой от 360 до 540 тысяч долларов. И «Вид Константинополя» 1852 года все того же Айвазовского размером 121,5 х 195 см и начальной ценой в 2,8 – 4,6 миллионов долларов. Эта картина, кстати, была куплена анонимным покупателем на том же Christie’s всего три года назад. Везти в Самару ее не рискнули. Как и крайне интересную репинскую «Тоску, или Революционерка в ожидании казни», написанную до 1896 года, в советское время хранившуюся в Пражской национальной галерее, а после падения коммунистического режима возвращенную по реституции прежним владельцам. Хотя еще вопрос захотят ли это огромное полотно в 210,2 х 140,3 см по начальной цене «всего» в 380 – 560 тысяч долларов иметь у себя дома нынешние русские олигархи, и так не понаслышке знакомые с этой самой «тоской». Уж лучше прикупить Константина Сомова, у которого на этих торгах продаются сразу 11 картин, - целая коллекция.

 

Самара - Москва

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений