Лучше уж Винзавод

Весенняя биеннале открылась зимой

Федор Павлов-Андреевич пытался заменить Кулика в жизни с собакой

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

Вторая Московская биеннале современного искусства официально открывается в начале весны. Однако первую выставку в рамках этого престижного международного форума можно увидеть уже с 28 января.

 

Это так называемый специальный "проект художественного оптимизма" под названием "Верю". Почти шесть десятков художников под руководством известного художника, акциониста, а теперь еще и куратора современного искусства Олега Кулика выступили на метафизические темы, использовав для этого весь арсенал возможных художественных средств. Традиционная живопись почти не наблюдается. Зато есть много видео, разных инсталляций, художественных объектов. Основное условие, которое было поставлено перед участниками проекта - это положительная энергетика, заложенная в произведении, отсутствие злобной провокации и негативного эпатажа. Понравятся ли эти художества представителям традиционных религиозных конфессий? - Бог весть. Да и не для них устраиваются ныне художественные выставки contemporary art"а.

Проект "Верю" - более чем амбициозен. Он заявляет о себе как о манифесте новой ситуации в современном искусстве, которая должна зафиксировать решительные перемены на нашей арт-сцене. Этому весьма способствует площадка, на которой развернута выставка. Она сама уже - непривычна и показательна для будущего развития искусства. Это более трех тысяч квадратных метров в подвалах бывшего Винзавода около метро "Курская", где сейчас завершаются работы по реконструкции его в новый арт-центр. Выставка развернута в брутальных интерьерах бывшего производственного помещения, которому полторы сотни лет. На самом деле это еще и "премьера" необычного выставочного зала. Арт-центр "Винзавод" объединит на своей территории ведущие галереи столицы, мастерские художников, экспозиционные площади.

Как ни странно, художественные работы выставки "Верю" не только не теряются в помещениях гигантского объема, но и придают им дополнительную энергию. Дмитрий Пригов соорудил гигантский экскаватор, разрушающий землю (инсталляция "Подземные скоты жмутся поближе к человеку"), обещая, что на закрытии выставки поближе к апрелю собственноручно и прилюдно изрубит его топором, восстановив утрачиваемые права живого. Работа Георгия Пузенкова "Прыжок в высоту" представляет собой планку для прыжков, установленную на уровне мирового рекорда в 2 м 45 см, но вместо прыжковой ямы - разверзлась настоящая могила, благо подвальное помещение позволило выкопать землю. Художник Александр Пономарев представил мощный и загадочный механизм под названием "Генератор нимбов". Семен Файбисович выставил мозаичный портрет дамы, взирающей из рамы на обступивших ее бездомных поролоновых собак работы Сергея Шеховцова (инсталляция "Дама с собачками").

Можно сказать с определенностью, что зрителям выставки "Верю" на "Винзаводе" (4-й Сыромятнический переулок, д.1, строение 6) скучно не будет. Будет - удивительно.

И так получилось, что пресс-показ проекта "Верю" совпал с открытием в Манеже первого международного фестиваля "Традиции и современность", заранее объявленного ежегодным. Устроившая его Вера Киселева, президент "московского общественного фонда поддержки культуры" имела в виду более чем амбициозные планы "объединения всех тенденций современного искусства на едином выставочном пространстве". "Российская газета" уже писала об этом проекте в статье "Неизвестные в Манеже" (РГ, 2006, 27 сентября), выражая сомнение, что никому не известные в мире искусства люди, даже обладая немереными деньгами, смогут предъявить что-либо внятное. Так и случилось. Тысячи приглашений, разосланных в десятки стран и сотни галерей, остались без ответа. Организаторы, решив, что "иностранцев испугали русские морозы", пошли по проторенной дорожке традиционных "Арт-Манежей", пригласив большинство участвующих в ней московских галерей, плюс к этому заняв половину площади работами членов Академии художеств и отведя несколько стендов под фотографии из Литвы, картины из Болгарии и ювелирные изделия отовсюду. При этом, не имея опыта устройства подобных выставок, получили претензии от художников, которых уговорили участвовать во всем этом. Достаточно сказать, что дорогие картины известных мастеров перевозились без всяких гарантий на машинах, просто заказанных на автобазе. Что указатели с именами художников не совпадали с картинами.

В общем, несмотря на заявленные организаторами благие цели благотворительности и поддержки молодых талантов, выставки так не делают. Действительно, уж лучше авангардный "Винзавод", нежели такой "традиционный" Манеж. 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений