Аушвиц искусства

II биеннале началась всерьез

 инсталляция поезд и художник его рисующий

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

В Центральном доме художника в рамках программы спецпроектов второй московской биеннале открылась выставка «Дневник художника», подготовленная галереей Гельмана в лице своего руководителя и критиком Александром Пановым.

 

Выставка не столь большая, сколь амбициозная. Четыре десятка художников и творческих групп выставили работы разных жанров, величины и направленности. Объединяет их, по первому ощущению, разве что попытка провокации. Форма провокации – самая разная. От порнографии до жестов в области актуальной политики и религиозной веры.

Уже первый зал вводит в курс дела. Изысканно завернутая инсталляция под названием «Какашка художника», тут же пятиметровый триптих во всю стену «Художник и его модель» с разного рода совокуплениями, тут же видео «Новый год» с методически бьющимся головой о стену человеком в шлеме. Здесь же над входом в другой зал зазывно светящиеся буквы «Kunst macht frei» - искусство делает свободным, - двусмысленно намекающие на почти такую же надпись на воротах лагеря в Аушвице: «Труд делает свободным» (работа Юрия Альберта).

Далее в том же духе. Инсталляция Георгия Острецова, - типичная советская комната, на стене лозунг «И сказал безумец в сердце своем «нет Бога», - а рядом вывалившийся из стенного шкафа этот же мертвый безумец. Напротив него две картины Дмитрия Врубеля – «Похороны Брежнева» и «Умирающий Литвиненко». Кстати, и название выставки, как подчеркивали организаторы, взято из личной страницы Дмитрия Врубеля в Живом журнале – http://dmitrivrubel.livejournal.com

Рядом порно на видео, ритм которому задает любой желающий, сев на тренажер. Напротив белым по черному суровый лозунг Авдея Тер-Оганьяна: «Бога нет». Поэт и публицист Татьяна Щербина, памятуя, что оный художник прославился и отчасти пострадал как оскорбитель религиозных чувств на выставке, где рубил иконы, решила проверить, насколько серьезно вредители чужих произведений готовы к оскорблению собственных. Она пожелала написать фломастером на работе все, что она по ее поводу думает, и спросила людей причастных к выставке, отнесутся ли они к этому, как к проявлению художественной воли. Арт-критик Андрей Ковалев сказал, что «если бы в этот момент были фото- и телекамеры, то это была бы акция». Его заверили, что фотографы уже готовы, и телекамер больше, чем достаточно. Тогда, подумав, он сказал, что подобное уже было в «истории искусств» и незачем повторяться. Галеристка Юлия Гельман однозначно ответила, что «нельзя, а если есть возражения, то можно написать их рядом на стене». Куратор и арт-критик Екатерина Деготь возмутилась такому кощунству: "Иконы, которые рубил Тер-Оганьян, не имели никакой ценности, ни художественной, ни материальной, в отличие от работы самого Тер-Оганьяна". Вывод, увы, однозначен: «звериная серьезность» новых художников по отношению к самим себе не симметрична их вызывающей несерьезности по отношению к окружающим. Что, в общем, соответствует психологии: чем больше человек ироничен и эпатажен по отношению к другим, тем более он самоценен и уникален в собственных глазах. Ну, и секта, в которую он входит и которая его инициирует, всячески его в том поддерживает.

Описывать ли множество других экспонатов? Лучше сосредоточиться на зрителях, которые, по определению, дополняют своими реакциями новое искусство как художественный акт «пощечины общественному вкусу». Кто-то возмущается вторичностью творческой мысли и убожеством художественного исполнения большинства работ. Кто-то принимает увиденное к сведению, и даже записывает в блокнот имена художников. Много молодежи. Устроители биеннале уверяют, что это – художественная территория для людей нового поколения. Возможно, и так. Все, что прежде даже искусством не считалось, очень кстати подвернулось тем «детям», что желают дистанцироваться от «отцов» во всех их «традиционных культурных ценностях», чтобы подчеркнуть, что мир сегодня изменился коренным образом, а, стало быть, неправ пессимист Екклесиаст, сказавший: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после». Ну, и так далее, по тексту.

Выставка «Дневник художника» в центральном Доме художника продлится до 10 марта.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений