Рембрандт без света

Семен Агроскин в галерее RuArts

 Галя и автопортрет Агроскина

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

В выставке Семена Агроскина с длинным, но недвусмысленным названием «Школа живописи 06-07. О беспощадности прекрасного» в галерее RuArts в 1-ом Зачатьевском переулке есть очевидная парадоксальность.

 

Во времена откровенного отказа от живописи как таковой и галерейного спроса на разного рода инсталляции и концепты - меланхолично-сумеречные холсты С. Агроскина могут шокировать зрителя не меньше любых специально спланированных акций. Дворовые собаки, обрюзгшие натурщицы, старые обшарпанные комнаты типовых хрущоб – художник агрессивно настаивает на своей принадлежности к унылому миру, покрытому пылью одиночества и неудачи. Время застоя остановилось, пустив корни и бледные отростки укорененности в затхлых интерьерах, где предаются одинокой «духовности» различения нюансов серого и бурого цвета, где лестницы затхлы, коридоры и туннели никуда не ведут, где людей и собак объединяет шелудивость товарищей и коллег по безнадеге. Победитель не получает ничего, но, тем более, – проигравший, который лелеет единственный интерес к сосредоточенной сумеречности собственного взгляда.

Да, это здорово, отлично, интересно, но выставлено в европеизированной галерее с резкими геометрическими интерьерами, стеклянными полами, огромными плоскостями для показа современных бессмысленных видео-инсталляций. Такое впечатление, что затерханный бедный родственник пришел в своем состоянии стабильной депрессии в модный пентхаус к разбогатевшим хозяевам, специально позвавшим гостей, чтобы показать им это чудо в мятых штанах и интеллигентно вытертом пиджаке. То есть оказался в центре внимания. Словно цветное видео посередине нынешней экспозиции, на котором сам художник, повернувшись спиной к камере, бросает еду окружившим его шелудивым уличным псам.

Итогом посещения выставки Агроскина оказывается достаточно сильное впечатление, которое проявляется не сразу, а по мере длительного осмысления того, что увидел. Поразительно, что именно такой творческий имидж художника оказывается востребован галереями актуального искусства. Семен Агроскин (род. в 1961 году), в частности, входит в круг художников галереи Гельмана, которая, как правило, не жалует мастеров традиционного живописного толка, но для этого художника делает исключение. Выставка «Школа живописи» в RuArts подтверждает его парадоксальное присутствие в contemporary art.

Иногда живопись мастера сравнивают с картинами Рембрандта. Если и так, то это «Рембрандт, в котором выключили свет». Вечная осень, упадок, унылая пора, очей очарованье – в полном значении этих слов пожухлости всего на свете. Темный угол проигравшего человека, овощи, люди, собаки, дворы, - все на одно лицо углубленного в себя лузера. И все это в роскошных интерьерах одной из самых модных и престижных галерей. Где еще такое увидишь?

Выставка Семена Агроскина «Школа живописи» в галерее RuArts продлится до 25 мая, так что времени посмотреть ее есть еще достаточно.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений