Игорь Шевелев

Журналисты во писателех.

Есть такие профессия – хоро скрибенс.

 Саша Архангельский и другие журналисты во писателех

Происходящие в литературе процессы изменяют саму профессию писателя. На место "властителей дум" приходят "бренды". Книга будет раскуплена, а, значит, взята издательством, если имя на обложке заранее известно. А кто известен более звезд шоу-бизнеса, скандальных  персон политики и светской жизни? Лучше даже парой, как Ксения Собчак с Оксаной Робски. Пока читатель разберет, что ему подсунули, он уже купит книгу.

Среди авторов подобных бестселлеров все больше попадается журналистов. Как в газеты начала 90-х годов пришли "люди со стороны", создавшие новый стиль "Коммерсанта", "Независимой газеты", так сейчас идет " «призыв в писатели». Стало быть, это область рынка динамична. Литература оказалась продуктом, и ставка издателей не на того, кто пишет хорошо, а на того, кто пишет как надо. Кому, как не журналистам и пробовать себя на этом поприще? Тенденция не нова: журналистом был Иван Крылов до того, как начал писать басни. Журналистикой занимался Достоевский, его "Дневник писателя" это вообще "блог", говоря по нынешнему. Репортажность наделила поэзию Некрасова невиданной новизной. Книги Василия Розанова были сборниками газетных статей, и стиль его "Уединенного" стал следствием короткого и разорванного "газетного сознания".

Поводом для мыслей о совмещении профессий послужила череда книг, выпущенных авторами, активно работающими в журналистике, - Александром Архангельским, Анной Старобинец, Машей Трауб, Майей Кучерской, Аллой Боссарт... В чем причина "десанта в писательство"?

Александр Архангельский помнит, что, когда публиковал 17 лет назад первую книгу, в литературе были строгие рамки. Если ты литературовед, числись по ведомству, а не строчи романы. Сейчас же можешь совмещать биографию в ЖЗЛ с автобиографической книгой, а собрание газетных колонок с сюжетным романом, что он и делает. Узнаваемое из телевизора лицо с радостью войдет в наш дом и книгами. Все смешалось, и писательство дает возможность большего дыхания по сравнению с журналистикой. Да и писателем сновабыть престижно, как во всякие застойные времена, хотя прежнего влияния на публику ждать не приходится, и гонорар меньше журналистского, считает Архангельский.

У Маши Трауб еженедельные газетные колонки "шопоголика" стали толчком к написанию романов, активно выпускаемых издательством АСТ. Только что вышедшая книга "Вся la vie" объединила газетные статьи единым автобиографическим сюжетом в духе Довлатова, и в киосках красуется среди беллетристики. Сама Маша Трауб уверена, что престиж от книжек, написанных на потребу рынка, невелик, зато денег хватит и "на шпильки" и "детишкам на молочишко".

Майя Кучерская, автор чудесного "Современного патерика" и свежего «Бога дождя», признает полезность совмещения журналистики с писательством. Это как священнику, говорит она, иметь, помимо службы в церкви, невредную гражданскую профессию типа программиста. Помогает не надуваться от своей значимости, "не пасти народы", не погружаться в образ властителя дум, а быть "под начальником" и знать жизнь. А ей, как газетному рецензенту, полезно читать книги других авторов. Что касается денег, то, если ты не Маринина, выпустившая 35-й роман, то их тоже приносит журналистика.

Есть и встречное движение - писателей в журналистику. Можно назвать Александра Кабакова, Евгения Попова, Николая Климонтовича, которые соединяют писательство с регулярной журналистской работой. Стоит ли удивляться единству профессии пишущего человека, homo scribens?

Майя Пешкова, обозреватель "Эха Москвы", поведала в качестве курьеза эпизод встречи российских писателей в израильском кнессете. Владимир Сорокин представился литератором, Дмитрий Пригов - деятелем культуры, а мало известная Ирина Мамаева упорно именовала себя писательницей, откровенно наслаждаясь новеньким чином.

На самом деле  есть одна профессия - умеющего писать. Так считает известный журналист Андрей Колесников, только что сдавший в издательство книгу о спичрайтерах, - категории хорошо оплачиваемых "литературных негров" с самоощущением властителей мировой  закулисы. Потому молодая писательница Маша Трауб и вспоминает с благодарностью своего учителя в журналистике, тренировавшего ее писать статью за полчаса. Потом за 15 минут, за 10 минут. Что сгодилось в новой профессии сочинительницы бестселлеров, как и умение печатать десятью пальцами, чтобы поспеть к требуемому издательством сроку.

Книжному рынку нужны не только новые люди, "свежая кровь". Зачастую на место автора приходит отчаянно рекламируемый "проект". Так является "Сергей Минаев", пишущий, как говорят сами его издатели, не литературу, а "фактуру". Причем, "фактуру второй свежести", толпа лучше усваивает уже пережеванное. Такие издатели делают ставку на тех, кто пишет плохо, вровень с массовой аудиторией. Во всех случаях опытные журналисты сгодятся. Быстро пишут по-русски. Укладываются в формат. Мелькают в телевизоре и прочих СМИ. Профессионально оптимистичны. А это важно. Маша Трауб рассказывает, что плохой конец ей будет разрешен издательством только в пятой книге кряду.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений