Игорь Шевелев

 

Из золотого фонда

«Гром ли гремит? Гроб ли несут?»

 Чухонцев Олег

Олег Чухонцев. Из лирики. М.: Время, 2007, 48 стр.

Книжка, как написано на обложке, вышла «в честь присуждения Российской национальной премии «Поэт» в этом году Олегу Чухонцеву. Третий по счету лауреат, - после Александра Кушнера и Олеси Николаевой, - Олег Чухонцев представляется, как для жюри премии, так и для широкой читательской публики, фигурой бесспорной. Как заметил один из выступавших на церемонии награждения, еще с 70-х годов можно было с разных сторон услышать мнения о Чухонцеве, как о «поэте, которого любят порядочные люди».

Тем, кто пришел на вручение Чухонцеву премии «Поэт», было приятно, что хороший человек получил диплом, нагрудный знак и денежное вознаграждение эквивалентное 50 тысяч долларов, но еще более приятно было самим обрести в виде подарка оперативно напечатанную книгу лирики поэта и CD-ром с его стихотворениями в авторском исполнении. Дело в том, что, лауреат Государственной премии (1993), двух Пушкинских (1999, 2003) премии Блока (2001), Пастернака (2005), «Триумфа» (2005) и других, Олег Григорьевич выпустил всего семь книг не очень большого объема, как, впрочем, и положено лирику, с известной строгостью относящемуся ко всему, что выходит из-под его пера.

Вот и в нынешний свой лауреатский сборник он включил всего два десятка стихотворений и небольших поэм. Зато каких! «Гром ли гремит? Гроб ли несут? Грай ли висит над просторами? / Что ворожит над головой неугомонный галдеж? / Что мне шумит, что мне звенит издали рано пред зорями? / За семь веков не оглядеть! Как же за жизнь разберешь?»

Поэзия Чухонцева, как точно заметил критик, предполагая больше вопросов, чем ответов, нуждается в прямой близости со своим читателем – поверх всего. И то сказать: «По гиблому насту, по талой звезде / найдешь меня там, где не будет нигде», - дорогого стоит. Поэт Александр Кушнер назвал его - тем, кто и в Москве провинциал. Чухонцев всегда стоит с краю, смотрит со стороны. Сегодня, как и всегда, это значит, - из вечности.

 

Игорь Шевелев

 

Ранний классик

Так начинают, года в два от мамки рвутся в тьму мелодий

 Обложка Капоте

Трумен Капоте «Летний круиз». СПб.: Азбука-классика, 2007, 192 стр.

 

История самой книги едва ли не интереснее того, что в ней написано. Это первый роман знаменитого писателя Трумена Капоте (1924-1984), автора культовых в 50-60-е годы книг «Завтрак у Тиффани», «Другие голоса, другие комнаты», «Обыкновенное убийство». Причем, он написал его в 20-летнем возрасте, только приехав в Нью-Йорк из Нового Орлеана, по которому считался писателем «южной школы». В начале 50-х писатель бросил эту рукопись вместе со всем, что находилось в квартире в Бруклине, где он тогда жил. Ненапечатанный роман со всеми черновиками спас из мусора человек, присматривавший за квартирой Капоте в его отсутствие. И вот через более чем полвека рукопись всплыла на аукционе «Сотбис» 2004 года. Тогда за нее хотели сто тысяч долларов, причем, без права публикации. Неудивительно, что покупателя на сенсационную находку, хотя бы и принадлежащую перу классика американской литературы ХХ века, о котором только что вышел наделавший много шума биографический фильм, - не нашлось.

Итак, живая и избалованная девушка 17 лет остается одна на все лето в своей богатой квартире в Манхеттене, на то время, что ее родители отправляются путешествовать по Европе. Лето в городе она никогда еще не проводила, она помолвлена с молодым человеком «их круга», но она начинает свой взбалмошный бунт против «буржуазного ханжества». Читать этот роман столь же весело, как жить его героям. Не случайно, официальный биограф Трумена Капоте протестовал против публикации рукописи: мол, если сам автор этого не хотел, то мы здесь причем? Тем не менее, роман вышел в свет в прошлом году, а уже этой весной был переведен на русский язык.

Мучительный самоанализ молодых людей, отчуждение и загулы, сложные взаимоотношения, первая любовь и измены, - книга «Летний круиз» молода и полна очарования. Прошвырнуться по Бродвею 40-х годов вместе с юным Труменом Капоте и его героями, - да ведь оттуда все начиналось и для наших стиляг, поэтов и их подруг. «А еще она стала носить совсем легкие платья – выбирала те, что сшиты из самого тонкого материала, и теперь тень от каждого листика и малейшее дуновение ветерка дарили ей ласкающую прохладу; но вот есть совсем не хотелось, ей нравилось только пить кока-колу, курить сигареты и кататься на совей машине, и она страшно исхудала, кожа да кости, легкие платья сидели на ней как какие-то балахоны».

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений