Игорь Шевелев

 

А ты записался в нонконформисты?

 Сергей Волохов нашел запасный выход в Бельгии

Художественная жизнь в столице в середине августа замирает, но не до конца.

В Историческом музее, например, открылась выставка «Нонконформисты на Красной площади». Представлена «живопись и графика 1950-2000 годов из частных собраний».

Закавычить это можно хотя бы из соображений, что «живописный нонконформизм 2000-х» это, конечно, абсурд. Имеются в виду нынешние произведения тех, кто числился в андеграунде третьей четверти ХХ века. Но кого считать художниками этого самого андеграунда и «другого искусства»?

«Художественная толкучка» за право оказаться среди бывших диссидентов объясняется легко. На западных аукционах Кристи и Сотбис произведения бывших нонконформистов идут на ура и за большие деньги. Достаточно вспомнить февральские торги Сотбис, на которых картину Эрика Булатова продали за 198 тысяч фунтов. За большие суммы ушли работы Лидии Мастерковой, Владимира Вейсберга, Михаила Шварцмана. Кстати, двух последних нет среди двадцати одного экспонента нынешней выставки в Историческом музее. Зато появились представители школы Элия Белютина, которых некоторые коллеги по авангарду того времени, считали жесткой художественной сектой, которая именно поэтому и не принесла каких-либо достижений.

Больше всего представлено картин Владислава Зубарева (двадцать с лишним работ), а также других «белютинцев» - Вильяма Бруя, Владимира Грищенко во главе с самим «гуру». На прежних выставках нонконформистов они в этих «списках не значились». Посмотрев на спонсоров экспозиции и увидев среди них Московский залоговый банк, легко догадываешься, что означенные художники входят в коллекцию, собираемую этим банком. А, стало быть, их участие среди более известных мастеров, среди которых Эрнст Неизвестный, Эдуард Штейнберг, Владимир Немухин и другие, придает и им вес. А, если и каталог красивый выпустить, то, глядишь, цены на арт-рынке и повысятся.

Поразительно, что на эту удочку попался не кто иной, как Исторический музей. В дар им сгодился и портрет офицера добровольческой армии Василия Максимова кисти Репина. Правда, не Ильи Ефимовича, а его сына, Юрия Ильича, значительно менее известного в качестве художника, зато прославившегося своими религиозными видениями и прямыми диалогами с Создателем.

Не случайно, среди событий, приуроченных к этой выставке, предполагается «круглый стол» на тему: «Искусство нонконформистов в частных собраниях. Коммерция или обретение музейного статуса?» Слово «или» тут неуместно. Лучший способ повысить цену это обрести музейный статус. Особенно на уровне Исторического музея.

 

Куда делись двести лет Москвы?

Археологи копают под комендатуру Кремля

 Общий вид раскопок в Тайницком саду

Раскопки, которые проходят сейчас в Тайницком саду, можно считать первыми и единственными на сегодня научными археологическими исследованиями в Кремле. Ученые спешат. Сколько времени им отведут, никто не знает. Скорее всего, с началом осени место, где строят новое здание кремлевской комендатуры, прикроют для любознательных.

Между тем, раскопки принесли поистине сенсационные результаты. И главный из них – отрицательный. Углубление на десять метров культурного слоя показало, что первые жилища на этом месте относятся не к XI-XII векам, как следует из летописей, а всего лишь к XIII-XIY векам. Остается предположить, что Подол – резкий спуск с кремлевского холма к Москве-реке, - был непригоден для жилья, а жизнь кипела на холме с других его сторон. Хотя прежде считали, что именно по-над Москвой-рекой и народился наш город.

О былой Москве мы узнаем по результатам пожаров. Летописи пестрят записями о тысячах сгоревших дворов, десятках церквей. Обугленные срубы раскопа подтверждают это – горели все время. А вот влажная почва поспособствовала сохранности не только пяти тысяч найденных предметов быта, черепков, детских игрушек и даже костей верблюда (это в Москве XIY-XY веков!), но и – сенсация! – двух берестяных грамот, одна из которых, включающая около 50 строк, написана чернилами!

Как можно понять по первому взгляду – это или перечень долговых обязательств, или опись имущества, включающая металлическую посуду, пивной котел, лошадей, «борова в саду» (теплица, а не хряк). Написана грамота не вдоль бересты, как обычно, а поперек, - так писали на бумаге, - и с двух сторон. Еще уникальная редкость, - сохранилась фамилия москвича, - не князя, не митрополита, обычного горожанина. Прочесть ее можно как Турабеев или Курабьев. Фамилия ордынская. Если, конечно, это не след булгаковского Коровьева, улетавшего в свите Воланда как раз с дома Пашкова напротив холма.

В вырытом археологами котловане скоро начнется очередное кремлевское строительство. Шибко ученых просьба не беспокоиться.

 

Игорь Шевелев

 

Вон из Гагариных!

Чумазым нет пути в советские князья

 Елена Юрьевна Гагарина во всеоружии выступила против порочащих связей своего отца

Седьмого сентября Бабушкинский районный суд Москвы рассмотрит иск Елены и Галины Гагариных, дочерей первого космонавта, к создателям фильма «Внук Гагарина» и к компании «Централ Партнершип», занимающейся прокатом ленты. Фильм «Внук Гагарина» вышел на экраны 12 апреля 2007 года в День космонавтики. В нем рассказывается о чернокожем мальчугане, которому в российском детском доме внушили, что он «внук первого космонавта». Тот, мол, ездил по свету и в Нигерию согрешил с бабушкой беспризорника. На самом деле, фамилия ему досталась по местности, откуда он угодил в детдом, - уверяет Андрей Панин, снявший свой первый фильм на пару с Тамарой Владимирцевой.

Однако директор Музеев Кремля Елена Гагарина и преподаватель Плехановской академии Галина Гагарина считают, что фильм распространяет сведения, не соответствующие действительности и всуе использует имя их великого отца. Посему против фильма ничего иметь не будут, если имя Гагарина будет вырезано из названия и диалогов.

Нынче очень модно стало подавать иски на художественные произведения. Можно вспомнить недавнюю попытку восстания против книги Павла Астахова «Рейдер». Душеприказчики Иосифа Бродского активно выступают против фильмов и книг о нем. Понятно, что родственникам неприятно, когда родное имя треплется на публике. Но на то и публичные персоны. Лев Толстой неверно изобразил Наполеона. Потом самого Льва Толстого изобразили. Людям скромным лучше пересмотреть собственную биографию, чем выступать с подобными исками. А пока юристы замечают, что требование не использовать в фильме имя первого космонавта нелепо, так как там нет персонажа с таким именем. И вообще это художественный фильм, а не документальный. Легко представить последствия судебного прецедента, если иск сестер Гагариных будет удовлетворен.

 

Игорь Шевелев

 

Наезд на ГУМ

Интернет-киллеры уверены в своей безнаказанности

 Если что, Михаил Куснирович (второй слева) позовет разбираться Майка Тайсона (первый справа)

Скандал с кибер-атакой на ГУМ и на контролирующую его компанию Bosco di Ciliegi во главе с Михаилом Куснировичем набирает силу.

Недавно неизвестные злоумышленники, вымогающие с Куснировича 80 тысяч евро, запустили сайт www.gum-online.ru, на котором довольно безграмотно, но лихо призывают от имени финансового директора Bosco Алексея Скворцова отобрать «народное достояние» у кучки инородцев, завладевших ГУМом. При этом идут ссылки на некий попечительский совет, в который входят несуществующие депутаты Госдумы, советники «Газпрома» и прочие поручики Киже. Надо ли говорить, что и реальный Алексей Скворцов к этой акции не имеет никакого отношения.

Схема наезда проста. Создается «недружественный портал», а затем хозяевам ГУМа отправляется письмо, в котором требуется изрядная сумма. «В противном случае, - угрожают злоумышленники, - вы будете знамениты». В каком-то смысле пока они своего добились.

Бороться с кибер-преступниками можно разными путями. Во-первых, постараться просто прикрыть сервер. Но тогда нет гарантий, что он тут же не появится в другом месте. Во-вторых, обратиться в МВД, - что и сделали в Bosco di Ciliegi, - чтобы по решению суда найти реальных создателей сайта. У ГУМа есть собственный сайт http://gum.ru и двойники ему не нужны.

Здание ГУМа является неким знаком российских свобод. С открытия его в «Верхних торговых рядах» в 1921 году начался ленинский НЭП. При Сталине торговлю на Красной площади свернули, здание хотели снести, а после войны открыть на его месте памятник Победе. Со смертью тирана ГУМ стал крупнейшим магазином в СССР. Сегодняшние общественные акции, связанные с компанией Bosco di Ciliegi, вроде открытия катка на Красной площади или фестиваля искусств «Черешневый лес», весьма разнообразят московскую жизнь.

 

Роковые яйца

Как ставили и снимали Долгорукова

 юрий долгорукий

Памятник Юрию Долгорукому был заложен ровно 60 лет назад – 7 сентября 1947 года – в дни празднования 800-летия Москвы Сейчас это Тверская площадь. До перестройки – Советская. Еще раньше – Скобелевская, по имени генерала, памятник которому поставили в 1912 году. Сразу же после революции генерала сбросили и поставили Обелиск Свободы. За два месяца до войны пал и он: - в ночь с 21 на 22 апреля 1941 года памятник взорвали, якобы, он мешал реконструкции улицы Горького.

Об этом непростом московском месте писал поэт Анатолий Мариенгоф: «окно выходило на площадь, которая меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев; потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском  одеянии; она была высечена из шершавого серого камня и держала в руке гладкий шар. Художник Якулов называл его арбузом. Теперь на этой площади высится монумент основателю Москвы. Он крепко оседлал лошадь Васнецова с картины "Три богатыря"».

Скульптором «лошади Васнецова» и ее всадника стал Сергей Орлов, который до этого все больше лепил глиняных петушков и фарфоровые фигурки из русского эпоса. Время было асексуальное, от греха подальше решили посадить князя на лошадь. Но Сталин воспротивился: «только конь!»

С детородным органом сразу началось неладное. Художник Гриша Брускин рассказывал, как еще на стадии производства - оторвавшееся мужеское достоинство коня убило уборщицу, подметавшую под скульптурой пол. Хозяйство, действительно, было не для пугливых. В 50-е мимо ехал Хрущев и в порядке борьбы с культом личности повелел отрезать коню его здоровенные ядра. Памятник охолостили. Народ зашептал: «почему это Скобелев до революции сидел на жеребце, а Долгорукий при советской власти - на мерине?» Хрущев решил и вовсе покончить с отродьем сталинизма, отправив князя в сквер напротив Новодевичьего монастыря. А на его месте восстановить к 7 ноября 1964 года монумент Свободы. Даже постановление ЦК приняли в 1962 году. Но за три недели до ноябрьских праздников вместо Долгорукова с мерином сняли самого Хрущева.

История продолжается, и пару лет назад с разрешения мэра его тезку обрядили в костюм деда Мороза. А отрезанные гениталии коня призвали в этом году на марш - сексуальные меньшинства. Более того, по Москве ходит поверье, что если встать под десницу князя и подумать о чем-то хорошем, то потенция не покинет тебя до конца жизни.

Нынче памятник князю Юрию в лучах восходящего солнца стал символом и даже эмблемой дня города. Можно предположить, что в будущем в качестве первой антилужковской меры будет снятие с пьедестала его конного покровителя.

 

Игорь Шевелев

 

Петр Церетельевич

 Петр такой большой, что не так легко и сфотографировать его

Прошло десять лет с тех пор, как на стрелке антикремлевского островка Москвы-реки и Обводного канала установили памятник Петру I работы академика Зураба Церетели.

Мало произведений искусства вызывали такой спор и неприятие. Даже однажды заминировали, подложив три кило тротила, и то ли пытались, то ли грозились взорвать. Тогда же, десять лет назад, активный Марат Гельман начав собирать подписи против памятника Церетели, доказал этим кому надо свою политтехнологическую пригодность. Какую биографию делают бронзовому! – как сказала однажды Анна Ахматова по другому поводу.

Ну да ладно. Петр Алексеевич тоже не всем нравился. Плюс к тому у Петра Церетельевича, - известного также, как «тетка с бигудями» - непростая судьба. Говорят, что у него тело Колумба и только голова своя. Но поскольку Америка отказалась принять это 98-метровое чудовище в дар, то пришлось переделать его в царя-реформатора, который и размахался рукой над нелюбимой им белокаменной. Когда у Зураба Константиновича Церетели спросили, правда ли, что Петр и Колумб близнецы-братья, он ответил: «Зачем так говоришь. Смотри, у одного руль – три метра, а у другого – пять метров».

Но смотрите, как за эти десять лет присмирел шелудивый народец, которому прототип истукана брил бороды, а заодно бил батогами, - выстроились в вертикаль власти и стоят смирно как миленькие. И никакого экстремизма. На нержавейку металлоконструкции нанизаны бронзовые детали, отечество процветает. С другой стороны, сама петровская оппозиция Кремлю являет мэрскую демонстрацию: «ужо вам! Дождетесь абордажа!»

Сам Церетели уверяет, что десять лет без права обжалования пошли его Петру на пользу. Даже бывшие враги памятника приходят посмотреть и поцокать языком от восхищения. А заодно уверен, что цены на окружающее жилье тем выше, чем лучше виден из окон памятник. И кто бы возражал.

 

Игорь Шевелев

 Николай Караченцев с женой Людмилой Поргиной

Новые беды Николая Караченцова

На следующей неделе ему предстоит операция на мозге

 

Только что тихо прошла эпопея с увольнением Николая Караченцова из «Ленкома», где знаменитый актер проработал сорок лет. Ему была дана первая группа инвалидности, которая не позволяет больше выходить на сцену. Около двух месяцев супруга Николая Петровича Людмила Поргина добивалась, чтобы первая группа инвалидности была дополнена второй степенью, что дает ему возможность иногда все-таки участвовать в спектаклях. И вот новая напасть. У Караченцова обнаружена водянка головного мозга, требующая срочной оперативного вмешательства.

После страшной аварии 28 февраля 2005 года жизнь знаменитого актера превратилась в борьбу за выживание. Частые обмороки и головные боли объясняются скоплением жидкости в мозге. Операция должна была пройти еще в начале года, но тогда у него было очень низкое давление, низкий уровень гемоглобина, и хирургическое вмешательство отложили. Необходима пункция – прокол, - для извлечения из черепа скопившейся жидкости. Ожидается, что операцию будет проводить профессор Владимир Крылов, главный нейрохирург столицы. Он настаивает на ее срочности. Назначена она на 12 сентября. Но за три дня до этого Николай Караченцов с женой примут участие в открытии нового театрального сезона в «Ленкоме», а еще через день в грандиозном праздновании 70-летия Иосифа Кобзона.

 

Игорь Шевелев

 

Петрович пошел в народ

Персонажа Андрея Бильжо теперь может нарисовать каждый

 Бильжо, рассматривающий свой фотопортрет

Андрея Бильжо знают все. Создатель легендарного Петровича, он вывел своего дураковатого героя с полос свежих газет на экраны телевизора, в компьютерные игры, вывесил на рекламных билбордах. Бильжо и сам являлся народу в сатирических программах «мозговедом», - в белом халате и роскошном галстуке, рассказывая про опыт работы «в маленькой психиатрической больнице». Он ведь и впрямь психиатр, кандидат наук. И тема у него была актуальная – «юношеская одноприступная шизофрения». Объяснять, что это - тем, у кого в кармане повестка из военкомата, долго не надо. Так вот Бильжо научился «снимать» диагноз, когда бывший призывник становился нормальным. Работая в Кащенко, он дружил с гениальным поэтом Леонидом Губановым, своим пациентом, покончившим с собой в день 37-летия; он хорошо знал историю болезни Венедикта Ерофеева, автора культовой книги «Москва – Петушки».

Бильжо был не только психиатром, но и художником, и в 90-е годы в этом качестве развернулся на всю катушку. Он создал полтора десятка тысяч рисунков, посвященных Петровичу, выпустил более десятка книг, компьютерные игры, ролики «социальной рекламы» на телевидении, провел десятки выставок. Принадлежащий ему клуб «Петрович» стал культовым местом в Москве. Попытка выйти за его пределы в клуб «Майор Пронин» в недрах Лубянки, закончилась, как и следовало ожидать, спецоперацией спецслужб, в результате которой Бильжо клуб потерял. Пришлось перенести часть деятельности в Венецию, где в саду почетного консула России Альберто Сандретти стоит бронзовый «Петрович» - с рюмкой в одной руке и с бутылкой в другой.

 

Пчеловод против Петровича

И вот на днях случилось важное. В клубе «Петрович» Андрей Бильжо публично научил всех желающих рисовать Петровича, а, значит, при случае, делить связанные с ним лавры. Ибо Петровичем Андрей Бильжо снимает приступы обыденной и многоразовой шизофрении нашей жизни. В его новой книге «Анамнез», описывающей мир, породившей Петровичей, есть страничка, специально посвященная мэру Москвы. «Юрий Михайлович много строит больших домов в сердце России. И Петрович стал беспокоиться: выдержит ли сердце такую нагрузку, все-таки возраст. У Москвы возраст. А Юрий Михайлович молодой, он все строит и строит. У него энергии много. Его хлебом не корми, дай что-нибудь построить». Ну, как вождю поласкать ребенка...

Однако за час до мастер-класса, который Андрей Бильжо проводил в клубе «Петрович» - его неожиданно укусила пчела. Не надо говорить какому главному пчеловоду он был этим обязан. Но искусство победило яд. И Петрович оказался штукой посильнее «Фауста» Гете.

 

Игорь Шевелев

 

Сокровища Ростроповича и Вишневской

Малая часть их будет через неделю продана на Sotheby’s за 40 миллионов долларов

 Ростропович и Вишневская

Известие о том, что знаменитая певица Галина Вишневская, вдова великого виолончелиста Мстислава Ростроповича, собирается распродать на аукционе их общую художественную коллекцию, стало сенсацией. О богатстве их собрания картин, фарфора, эмалей, посуды, рукописей ходили легенды, но мало кто видел их воочию. Тем более – целиком, поскольку они рассеяны по многочисленным домам знаменитой семейной пары по всему свету – в Париже, в Лондоне, в Швейцарии, в Америке, в России.

Теперь четыре с половиной сотни произведений искусства, даже собранные в одном каталоге, производят неизгладимое впечатление. Поистине, как говорят специалисты, это «самая обширная, качественная и грандиозная коллекция русского искусства XVII-XX веков, находящаяся за рубежом». Одних только работ Ильи Репина более двадцати. А табакерка 1768 года, подаренная Григорию Орлову Екатериной II! А орловский же обеденный сервиз из фарфора от тех же императорских щедростей... Говорят, что эта посуда, стоящая в столовой звездной четы, производила на гостей неизгладимое впечатление. Нынешние торги в доме Sotheby’s сравнивают с продажей коллекции Греты Гарбо в 1990-е годы и коллекции Энди Уорхола в 1988 году.

 

Лики России на стене, орловский сервиз на столе

О происхождении богатства подобных масштабов устроители торгов не говорят. Да и не их это дело. Как вспоминает сама Галина Вишневская: «Когда в 1974 г. нас вынудили покинуть СССР, нам пришлось оставить все, что у нас было... Когда мы уехали, у Ростроповича оставалась только виолончель и Кузя, ньюфаундленд, а у меня – два чемодана и двое детей. Нам пришлось строить свою жизнь с нуля». Каким образом за тридцать лет можно было добраться до сотен миллионов, обладая не нефтегазовой трубой, а голосом и инструментом – большая тайна. Говорят, что Ростропович и Вишневская приобретали произведения искусства по маршрутам гастролей. Но основные покупки делались в середине 90-х годов на мировых аукционах. По словам очевидцев, Галина Павловна была там азартна, шла до конца, и то, что ей нравилось, не уступала никому ни за какие деньги. Именно тогда они сделали основные приобретения – «Портрет княгини Авроры Демидовой» Карла Брюллова (начальная цена на нынешних торгах от полутора до двух с половиной миллионов долларов), «Сокровища ангелов» Николая Рериха (за те же деньги) и «Лики России» Бориса Григорьева (от двух до трех миллионов долларов).

Когда эксперт дома Sotheby’s оказалась в гостиной лондонского дома Ростроповича и Вишневской и увидела холст Григорьева, - она не поверила своим глазам: она о ней только читала, не веря, что когда-нибудь та будет перед ней. Недаром эту картину называют «величайшим русским произведением искусства со времен революции».

 

Темная история первого миллиона

Знающие люди говорят, что любой богач может отчитаться за все доходы за исключением первого миллиона. Вспоминая фотографию Ростроповича с автоматом на защите ельцинского Белого дома в августе 1991 года, можно предположить, что новая власть дала ему режим благоприятствия не только в творческих делах. Недаром Ростропович ушел из жизни почти одновременно с Ельциным, словно что-то их связывало. Помню, какое впечатление произвел на меня спектакль «Провокация», поставленный Сергеем Юрским в театре «Школа современной пьесы», где в персонажах, устраивающих в суматохе начала 90-х «фонд помощи больным детям» и сколачивающих на нем миллионы, легко узнается эта замечательная семейная пара. К тем годам относится и получение Галиной Вишневской земли на Пречистенке для ее Центра оперного пения. Говорят, поняв, что живой она оттуда не уйдет, Галина Павловна согласилась отдать землю, получив изрядные отступные.

Так или иначе, но 18-19 сентября в Лондоне на аукционе Sotheby’s будет твориться несусветное. Многие частные и государственные структуры в России и за рубежом, фонды, коллекционеры и галеристы испытывают интерес к этим торгам. Первоначальная оценка продаваемой коллекции Ростроповича и Вишневской - в 26-40 миллионов долларов - может быть перекрыта в разы. Конечно, кое-что семья еще оставила себе. В частности, знаменитое собрание музыкальных рукописей Чайковского, Прокофьева и других гениев. Самой Галины Вишневской в эти дни в Лондоне не будет. Она готовится к премьерной своей постановке «Евгения Онегина» в Испании. Будут ее дочери – Ольга и Елена. Они все маме потом и расскажут.

 

Игорь Шевелев

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений