Живой журнал

Июньские прогулки по всему свету
Море не пахнет, зато пахнут автомобили, девушки и акации

Игорь Шевелев





 
  Goncourt  ................................ 


 
Первый раз я попала на «Кинотавр» в 1998 году. Я тогда была молодым и, наверное, дико 

модным критиком. И Андрей Степанович запихал меня в жюри «Фипресси». Я выходила на 

сцену в бордовом плюшевом костюмчике с мини-юбкой и черных нейлоновых колготках. А 

днем лоббировала фильм «Железная пята олигархии», который в итоге и наградили. И еще я 

жила одна на 14-м этаже, неподалеку от Хельмута Бергера. Ну у него, наверное, номер был 

нормальный, а у меня такой же барачного типа, в котором мы живем сейчас.


 
Я тогда была влюблена в человека, который тоже был здесь. Но он мною не очень 

вдохновлялся. Зато вдохновлялся член жюри Павел Семенович Лунгин, который 

периодически хватал меня за жопу со словами: «Ну я же знаю, что я тебе нравлюсь!» Он был 

прав – я и по сей день ему дико симпатизирую, но не в сексуальном смысле. Так что я 

отбивалась и уходила спать одна на 14-й этаж.


 
Что еще. Я тогда была дико высокооплачиваемым сотрудником – тогда в Ъ все были 

высокооплачиваемыми, прямо с улицы на две штуки приходили. Но тем не менее через 

неделю в Сочи у меня кончились деньги. Здесь у всех через неделю кончаются деньги, и все 

начинают смотреть друг на друга голодными глазами, прикидывая, у кого можно занять до 

Москвы. Это сейчас в «Жемчужине» поставили банкомат, а тогда я со своими двумя 

кредитными карточками ездила на такси в «Рэдиссон», где ничего не обналичивалось.


 
Посовещавшись с девочками, мы решили, что мне ничего не остается, как занять денег у 

богатого французского режиссера Лунгина. Осталось только придумать, как сделать это в 

максимально элегантной и малоунизительной манере. И вот однажды мы с Лунгиным шли 

после просмотра от Зимнего театра к гостинице по лестничной дорожке, где обычно стоят 

мелкие торговцы и попрошайки, а в тот раз то ли какой-то инвалид играл на гармошке, то ли 

еще что, но, в общем, П. С. сказал вдруг: «Ах, вот были бы у меня с собой деньги, я б дал!» 

Ну такой случай даже я, обычно медленно соображающая задним умом, упустить не могла и 

тут же сказала: «А дай лучше мне. 200, например, долларов. А то я вот тут в дороге 

поиздержалась». И через 15 минут уже получила искомое (причем в Москве сразу вернула).

Девочки потом очень изумлялись моей ловкости и говорили: «Да это ты, Маслова, инвалидов 

с гармошками нарочно по дороге понаставила, чтобы сподручнее бабла выпрашивать».


 
Arlekin  ................................... 


 
Вчера вечером прислали черновики программы Московского кинофестиваля – как обычно, в 

последний момент, в неудобоваримом виде. Ночь (до семи утра) прошла весело – за 

компьютером, в работе над приведением этой массы материала в публикабельный вид. Боже 

мой, что за фестиваль предстоит! Главный вопрос – КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ?


 
Ретроспективы трех режиссеров, ни одного из которых я вообще не знаю, даже имена вижу 

впервые. Я, безусловно, не дипломированный киновед, но все же работаю с этим материалом 

не первый год. Да и раньше программы формировались с расчетом на более или менее 

широкую публику. Год назад – Вадим, Лоллобриджида, два года назад – Кубрик. Теперь – 

Клюге, Лепаж и еще один нидерландский мэтр, фамилию которого я могу только 

перерисовать с релиза. Может, они и великие, конечно. Но кому они нужны? Специалистам? 

Они все это наверняка и так видели. «Продвинутым» фанатам артхауса с нечеловеческим 

лицом? 


 
Про конкурс я вообще молчу. Отмазка у организаторов – имена «негромкие», зато фильмы 

новые. Но если учитывать, что русские фильмы на конкурс представлены как раз очень 

«звездные» («Папа» Машкова, «Свои» Месхиева), то, значит, это не воплощение концепции, а 

очередной провал – никаких других звезд, кроме собственных, в конкурс заманить не 

удалось.


 
Каннского триумфатора Майкла Мура (я имею в виду не человека, а фильм) на фестивале 

тоже не будет – хотели, но не сложилось. В прошлом году он, кстати, был (не сам Мур, а его 

«Боулинг для Коламбины», который впоследствии даже в прокате шел).


 
Фильм-открытие – «Убить Билла-2», через два дня после открытия выходит в прокат (более 

того, прокат специально задержали, чтобы фестивальная премьера состоялась раньше 

прокатной), фильм-закрытие – «Ночной дозор». И этим все сказано.


 
Mustt  ........................................ 


 
На Брайтоне в овощной лавке на кассе стояла мексиканка. Американец подошел 

расплатиться. Зная, что в основном на Брайтоне живут русские, и не делая различия между 

русскими и мексиканкой, он с сильным акцентом произнес  «спассипо». Мексиканка, зная, 

что на Брайтоне покупают в основном русские, и не делая различий между русскими и 

американцем, не менее натужно произнесла «пажяллуста».


 
IlIyas  ..................................... 


 
Сегодня вечером на Петровском бульваре наблюдал трогательную встречу. На светофоре 

остановился перед потрясающе изящной «хондой» красного цвета – ничего не понимаю в 

моделях, нечто напоминающее кабриолет. Разглядывая, не заметил, откуда вдруг раздалась 

целая какофония многократных сигналов. С обычной трусливостью воспринял на свой счет и 

стал судорожно оглядываться, пытаясь понять, кому помешал на этот раз. Наконец стало 

понятно, что рядом с красавицей «хондой» стоит точно такая же и, видимо, обрадованная 

встречей с сестрицей, вовсю ей сигналит, ну и та сигналит в ответ. Когда тронулись, «хонды» 

устроили настоящую игру в догонялки, кружили, словно заигрывая вокруг друг друга, как две 

пташки, сигналили, «подмигивали», короче, веселились вовсю. Наконец эмоции достигли 

предела, и «девушки» стали парковаться к обочине. Весело, наверное, так вот знакомиться с 

людьми, подумалось мне. Сейчас выйдут из своих красавиц, разулыбаются, выяснят, как, 

когда и где покупали. Признаются в общности вкусов, поведают, как, выбирая, думали, что 

будут такие красивые одни по Москве кататься, а тут – на тебе. Приятно все-таки 

«эксклюзивные» машины иметь. Если бы две девушки в центре города в двух красивых, но 

одинаковых платьях встретились, ничего бы, кроме досады, не испытали. А с машинами – 

другое дело, тут, получается, похожесть только симпатию вызывает – свои люди. 


 
Cold_starlingth  .......................... 


 
Посмотрел наконец «Трою». Даже немного пожалел, что так ненавидел античную литературу 

в универе, – но только потому, что не знаю продолжения истории. Зато вспомнил, почему я ее 

ненавидел: куча пафоса, красивых слов о чести, заламывания рук и т.п., в итоге – финал в 

стиле «в общем, все умерли». 


 
Первым взбесил Парис – сопливый избалованный мальчишка, не знающий жизни, который 

не сумел пожертвовать своими чувствами во имя благополучия своего народа. Собственно, он 

и предоставил casus belli. 


 
Елена Прекрасная тоже, будь поумнее, смогла бы вовремя остановиться.


 
Ахилл – ослепленный тщеславием и ненавистью придурок.


 
Гектор. Я всегда говорил, что честность и благородство выходят боком. Какого хрена было 

разыгрывать из себя Нео и выходить на бой с Ахиллом? Этого придурка можно было бы 

стрелами замочить только так! Например, в пятку. Да наверняка нашелся бы снайпер, 

который попал бы ему и в горло, и в глаза. Если бы Ахилла замочили со стен стрелки Трои, 

исход войны, скорее всего, был бы другим. 


 
Питер О'Тул порадовал. Красивый старичок. Прекрасный актер. Для остальных должно быть 

честью играть с ним на одной площадке. Но его персонаж, конечно, тоже придурковатый. 


 
В конце прекрасная песня Джоша Гробана!!! Срочно качать!!!


 
Must  ..................................... 


 
Не помню, кто первый рассказал эту городскую легенду – про то, что в подол бронзовой 

птичницы на станции «Площадь революции» бросают бумажки с мелкими просьбами и 

пожеланиями. Сегодня довелось проверить.


 
Там было три или четыре плотно скрученных записки. Я вытащил две. Одна совсем истлела и 

была почему-то пустой. Во второй ровным и четким почерком было написано «Хочу, чтобы 

меня перевели в Чечню».


 
Ощущение, что соприкоснулся с иным миром. Причем совсем иным, как у Лавкрафта. 

Хочется поехать и положить ее обратно.


 
Dodododo  ................................. 


 
а) Половина Берлина пишет в ЖЖ.


 
б) Другая половина Берлина читает то, что первая половина в ЖЖ пишет, и даже запоминает 

дурацкие ники типа моего


 
в) ЖЖ везде.


 
г) Какой смысл представляться по имени, если тебя могут сразу узнать по нику?


 
д) То, насколько данный ресурс переплетается с жизнью, местами просто пугает.


 
Cook   ........................................ 


 
Как говорила Красная Шапочка, – не все то бабушка, что лежит.


 
Нечаянно пошутилось в разговоре с другом Ш. Теперь вот думаю – это я сам придумал или 

прочел у кого-нибудь, а теперь забыл? 


 
Полез искать в Гугл.


 
Ничего похожего не нашел.


 
И все же мучают, мучают подозрения.


 
Yooo  ..................................... 


 
Мы с Тепом буквально только что прошвырнулись по Дерибасовской. 

Прошвырнулись – потому что нигде не засиделись и даже не присаживались. И цели такой не 

имели.


 
Те, кто ищут «посидеть», не прошвыриваются, а фланируют. Две большие разницы, если кто 

не знает.


 
В «Воронцове» играет оркестр, напротив стоит толпа зевак и разглядывает тарелки. 

Обсуждение звучит примерно так: «Шо эти люди понимают в рибе, если они сели кушать 

какого-то тунца на этом углу?!»


 
Чуть дальше – однорукий гармонист рвет душу себе и прохожим «Амурскими волнами».


 
Подергивается в такт – видимо, нервное, хотя, возможно, это аккомпанимЭнт. Денег не 

просит, но и не отказывается.


 
В «Фиделе» клубные джазмены выведены на летнюю площадку алчной администрацией. 

Пытаются качественным звуком качественных инструментов заглушить уличных хиппарей 

напротив, с баяном и гитарами. Хиппари собирают мелочь с прохожих в помятый самовар, 

утомленные привычкой к комфорту джазмены «Фиделя» тоскливо улыбаются и врубают 

«погромче». Джазмены «Фиделя» на публику – пэты мэтэни и хэрби хэнкоки, в душЕ – 

митьки с самоваром и баяном.


 
На углу Дерибасовской и Ришельевской дама в синей шляпе продает семечки-арахис-

козинаки. Именно не бабуля, не бабка – дама. В такой-то шляпе! Рядом стоят двое вежливых 

пожилых джентльменов: один при галстуке, другой – при седых кудрях а-ля Будулай, в 

спортивном костюме полубелого цвета. Они – телохранители. Я специально уточнила. 

Охраняют шляпу и бизнЫс. Улыбались нам, как собственным внукам. Хорошие.


 
На углу же Екатерининской и Дерибасовской – сдаются в аренду три уродливых этажа 

бывшего ресторана «Братислава», он же потом – казино «Эльдорадо». Подумалось, что в этой 

обители порока и разврата хорошо бы сделать хипповскую коммуну во все три этажа. 

Облагородить этот стеклобетон слабостираным цветным тряпьем, украсить песнями и 

плясками, расписать граффити по всей длине... очень удачное место для хипповской 

коммуны, очень правильное. Вот бы как-нибудь эдак изловчиться и...


 
Оперный по-прежнему в лесах, ах, это временное – какое же оно здесь бесконечное, чуть ли 

не с мою жизнь длиной.


 
Море не пахнет, зато пахнут автомобили, девушки и акации.


 
Лошади перебегают дорогу на красный на углу Ланжероновской и Екатерининской, за ними в 

бутафорских пролетках трясутся извозчики, все поголовно – в кроссовках и цилиндрах. 

Автомобилисты свистят им вслед, пропуская свой «зеленый» – засмотрелись, засвистелись.


 
Девушки все так же юны и прекрасны, юноши – все так же галантны и небриты.


 
Город плывет в море цветных огней.


 
Skunz  ................................ 


 
Как мы знаем, собираются закрыть Музей кино.


 
Мне кажется, что хорошо было бы что-то сделать в офф-лайне. Делать это надо во время 

ММКФ. Можно провести вполне официальный пикет/митинг, получив на него разрешение. 

Ну а если нет – есть опыт флэшмобов.


 
Есть ли контакты с сотрудниками музея – вдруг у них будут осмысленные предложения по 

поводу места и времени? А то я знаю только самого Клеймана, давно и неблизко.


 
И, наконец, есть ли какие-нибудь красивые идеи – что можно было бы сделать?


 
Aculeate  ................................ 


 
О статье Ерофеева про баб, с опозданием.


 
Прочитала, не стерпев миллиона ссылок. Ну и что?


 
Мужик написал статью о том, что ему дают бабы. 


 
Буквально, если читать непредвзято, ничего другого там нет. Призыв к возрождению 

русского национального сознания (в части, где говорится о том, как с интерпроституцией 

справлялось польское правительство)? Не пришьете, он заслуженный либерал. Это чистая 

обмолвка, совсем из другой главы.


 
Несмотря на то, что мужик заслуженный, противный и старый, ему все-таки дают девушки и, 

возможно, о чем-то говорят с ним в постели. О чем они говорят? Спросите лучше, почему 

они вообще там оказываются. Кого сегодня привлекает жизнь с идиотом? Русская женщина 

сердобольна. В этом ли дело?


 
Мужик незаметно для себя отвечает, в чем дело. Они надеются получить от него денег! Но 

сразу прямо просить стесняются. А ему жалко. В смысле денег.


 
Значит, правильно читать статью так: «Мне дают русские девушки, но только те из них, 

которые надеются состричь с меня денег». Что ж, поручик, это не национальная трагедия. 

Это возраст.


 
Ну и тупое мещанское жлобство старого дурака, которое в принципе отдельным героям и в 

старости удается превозмочь. Таким вроде девушки вполне себе дают по любви. Мне 

рассказывали.


 
Daryache   .............................. 


 
Когда мой отец учился в инязе, там вел латынь В. Н. Ярхо – и вел очень хорошо. Он славился 

многим, в том числе отметками, которые ставил: пять с тремя минусами, четыре и одна 

вторая, два с четвертью, три с двумя плюсами и т. д.


 
Один студент, получив на экзамене кол с плюсом, возмутился и заорал, что это 

издевательство.


 
В. Н. Ярхо ответил:


 
– Я могу обосновать эту оценку.

– И как же?! – спросил студент.

– Единица – за знание предмета...

– А плюс?!

– А плюс – для поднятия духа.


 
Mozgovaya   ............................ 


 
Офигительно. После пяти лет бесконечного разбора в Израиле историй репатриантов, у 

которых появляется «двойник» – (проще говоря, в какой-нибудь конторе по найму рабочей 

силы сняли копию его паспорта, или в МВД какой жулик попался, или потеряли паспорт и 

далее «двойник» – как правило, гастарбайтер – покупает этот паспорт на черном рынке и 

вовсю пользуется. Открывает счет, берет ссуды, иногда, наглея, записывает своего ребенка в 

МВД на имя «оригинала»...) – самой оказаться в подобной истории! 


 
Захожу сегодня в банк, выясняю что-то насчет ссуды на покупку квартиры – а мне говорят: 

вы ее уже взяли там-то и там-то. Я говорю: сроду не бывала в этом отделении, да и вообще 

счет у меня в другом банке. Они звонят туда и утверждают, что была я у них и брала все. То 

есть шизофрения бывает разных уровней, но ходить полтора месяца в отделение банка на 

улицу, о существовании которой я никогда не слышала, подписывать там всякие бумаги – это 

еще надо додуматься. Звоню в Банк Исраэль, чтобы они разослали бумажку по всем 

остальным банкам, что у меня появился двойник. А они разговаривают со мной, как будто 

жулик – это я. Спрашивают, не продавала ли я кому свой паспорт. 


 
Смешно, по крайней мере, до тех пор, пока не выяснится, что на мое имя набрали пару 

миллионов долгов всякими ссудами в разных банках...


 
Stilo   ................................ 


 
Мы съездили в городок Буживаль, под Парижем, на концерт нашей подруги Анюты, 

студентки консерватории. Жалко, что камеру забыли взять. На старинной даче Тургенева, в 

его музее-усадьбе, изумительно она сыграла на очень странном старинном инструменте – 

нечто среднее между фоно и клавесином, в аристократической гостиной XIX века. Бетховен, 

Лист, Брамс, Шопен и огромные сосны в окне, жасмин после дождя. 


 
А усадьба – потому что там большой старый парк на горе, и в нем два немаленьких дома. 

Чуть пониже на холме – французский дом Полины Виардо с мужем, чуть повыше – дом 

Тургенева с русской резьбой и с балкончиками-верандами. В городке есть даже рю Иван 

Тургенефф, повсюду стоят указатели к «дача Тургенефф» – ценят французы Иван Сергеича, 

русское слово «дача» вошло во французский. 


 
Музейчик в 70-х годах создало французское общество его почитателей, арендовав его 

полуразрушенный дом и собрав там по старым фотографиям аутентичные вещи эпохи. В 

кабинете поставили самовар на расписной шали и сушки в хохломской тарелочке, а в 

книжном шкафу Тургенева среди французских энциклопедий обнаружился роман Горького 

«Мать» 1937 года издания. 


 
Изящный дедушка-француз из тургеневского общества нам экскурсию провел, общество даже 

издает свой научный ежегодник. У Виардо собирались великие музыканты эпохи и ее 

близкая подружка Жорж Санд, которая ее и выдала замуж за богача Луи. 


 
А Тургенев был здесь в моде, о нем писали ведущие газеты, его ценили знаменитые 

французские литераторы, у него бывали Флобер, Мопассан, Мериме, Гюго. Мопассан даже 

восхищенные рассказы о нем писал. Пушкина не знают, а вот Иван Сергеевич – первая 

величина. 


 
Наверное, потому, что Тургенев, с одной стороны, богач, красавец, аристократ, образованный 

человек с блестящим французским, любовник тогдашней поп-звезды Виардо, а с другой 

стороны – экзотика, далекая Россия, автор левых социальных романов. То есть то, что надо 

французам, – образованный богач левых взглядов, это до сих пор здесь очень модно.  

        

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Гостевая книга