За несколько дней перед вручением «Русского Букера-2008» позвонили из редакции и, сказав, что премию получит Владимир Шаров, попросили написать о нем, так как «наверняка я его читал». Поскольку не только читал, но и написал в начале года рецензию, то быстренько набросал текст

Букер пал перед Мессией

Портрет Шарова с женой Ольгой 

Иногда кажется, что в нынешних российских книжных премиях победитель известен заранее. Сперва - специфический подбор большого списка претендентов. Затем еще более специфический шорт-лист. Не желая никого обидеть, замечу, что из малого списка «Русского Букера – 2008» (Бояшов Илья «Армада»; Елизаров Михаил «Библиотекарь» Некрасова Елена «Щукинск и города» Садулаев Герман «Таблетка» Шаров Владимир «Будьте как дети» Щекина Галина «Графоманка») фигура Владимира Шарова изначала выглядела бесспорной для лауреатства. И не потому, что его последний роман так уж хорош, - прежде всего, для самого писателя. Главное, что Шаров явил законченный образец собственного творческого мира, системы образов и своеобразного стиля.

Писательская история 56-летнего Владимира Шарова уложилась в классическую схему: от отвержения к признанию. Полтора десятка лет назад его роман «До и во время», напечатанный в «Новом мире», вызвал бурю в самой редакции журнала, - случай беспрецедентный. Маститые критики и литераторы называли его текст кощунственным и графоманским. Автор с расстройства угодил в больницу. Теперь В. Шаров почти классик. Ему подражают, его последователи сами получают премии. Роман «Будьте как дети», напечатанный в журнале «Знамя» в начале года и вышедший книгой в «Вагриусе», ожидался несколько лет. В нем писатель продолжил свою линию религиозной прозы, созидающей в совокупности текстов некую русскую историософию. С виду она кажется безумной. Однако Владимир Шаров, как кандидат исторических наук, отвечает за те факты, которые в официально фальсифицированной картине российского прошлого, выглядят невероятными и дикими.

О чем роман? Его многомерность трудно однозначно уловить и, тем более, сформулировать. Подпольный кружок московских верующих и вымирающие самоеды; проповедник из ссыльных, внушивший, что они, самоеды - потомки волхвов, избранный Богом народ, - и дурдом, куда заточил себя историк ленинианы, открывший, что вождь в Горках оказался в руках Господа и попытался вывести пролетариат в новый крестовый поход.

В общем, о чем бы ни рассказывалось в разветвленном сюжете романа Владимира Шарова, речь об одном: о попытке спасения с помощью мучительной истины. Все это интересно, но тот, кто читал предыдущие книги автора, не удивлен ничем. Тогда это было откровением. Сегодня достойным премирования сложением слов в достаточно бесструктурном целом.

Случится ли в результате букеровской комбинации второе пришествие Мессии, - Бог весть.

 

Когда премию получил не Шаров, я решил, что текст, естественно, печатать не будут, однако, ошибся. Даже мою фотографию неслучившегося лауреата напечатали.

http://www.novayagazeta.ru/data/2008/color47/19.html

 

Но еще до того, как я обнаружил это, мне позвонили и попросили написать в этот раз о М. Елизарове, поскольку и я его я, в отличие от практически всех, читал. И тоже написал больше года назад рецензию. Долго ли умеючи. Написал и это тоже.

 

Библиотека несуществующих писателей

 

Вручен "Русский Букер-2008". Первый приз в 20 тысяч долларов получил Михаил Елизаров. Уроженец Ивано-Франковска и житель Германии, покорил отвязную критику еще в 2001 году. Автор повести «Ногти» был торжественно объявлен шокирующим открытием года. Тогда это не вызвало особых возражений, поскольку роман был хорошо придуман, весело написан и предполагал бурное развитие молодого автора, которого к тому же мало кто читал. Вскоре автор неистово напал на Бориса Пастернака, разоблачив  в романе «Pasternak» культового ловца душ безродной интеллигенции. Ловля осуществлялась с помощью особо циничной духовности. Елизарова объявили чемпионом стеба и эпигоном Сорокина. Когда оказалось, что он не стебается, а говорит всерьез то, что думает, его объявили лауреатом Букера.

За 17 лет существования "Русского Букера" его обладателями становились среди прочих Булат Окуджава, Владимир Маканин, Людмила Улицкая, Василий Аксенов. В этом году те, кто умеют читать, были уверены, что победителем окажется писатель Владимир Шаров с его романом «Будьте как дети». Но жюри (председатель Евгений Сидоров, а также  критик Сергей Боровиков, прозаик Марина Вишневецкая, актриса Евгения Симонова, прозаик Леонид Юзефович), побоявшись упреков в литературной консервативности, отдало дань модной идеологической установке на безбашенность.

35-летний Елизаров застенчиво признается на всех углах, что ему на самом деле нравится «советский проект, величественный и красивый». Выпускник харьковской музыкальной школы, он радует эмигрантов исполнением советских песен 1930-40-х годов, а читателей ностальгическим сюром о неведомых классиках соцреализма. Именно с этого боку и припек он роман «Библиотекарь». Был в советские времена средний и безликий писатель Дмитрий Громов. Печатал что-то такое о дорогах труда и тихих травах, а под перестройку помер, всеми забытый, никому не нужный. Пока некие любители не распознали, что проза его обладает чудодейственной силой преображения сознания. И создали, как водится, секту приобщающихся к переданному Громовым высшему знанию. И назвали секту - "библиотека". И должны были книги Громова вернуть изверившейся в себе, обнищавшей интеллигенции жизненные силы и духовность. Через пару лет с привлечением бывших афганцев возникла вполне жесткая боевая структура с разведкой и службой безопасности. Слишком много ведь конкурентов, желающих обрести собственную духовность.

Речь у М. Елизарова идет о реализации простой метафоры: если есть культовые писатели, то должен быть и культ. Любите читать, извольте и саночки возить со своим кумиром! Семь романов Громова давали некое сакральное послание. Сектанты-почитатели выкрадывали его книги из библиотек. Расшифровка их ведет к перемене сознания, к преображению природы, к концу света и воскресению умерших. Секта рекрутируется из людей отверженных, криминальных, бомжей и старух - их всех романы Громова наделяют сверхчеловеческими силами.

Все это исчерпывающе излагается на двух десятках страниц. Следующие четыреста посвящены не слишком осмысленным диалогам, побоищам и неуловимому сюжету, поскольку такую бодягу ни о чем можно писать до бесконечности, до тошноты, до упора в заднюю обложку. Где-то позади маячит прекрасный советский мир с пятеркой по чистописанию, белым, как сахар, Лениным на площади, с Лелеком и Болеком, с пионером-героем Леней Голиковым. Терпеливые могут долистать. Перемены сознания не будет. Да и само сознание не гарантируется. Каким местом прочитало этот текст жюри, что приняло его за лучшую русскую романную прозу 2008 года, разберется только будущий патологоанатом. Главное, что им это показалось полезным и духоподъемным для нашего времени.

 

http://www.novayagazeta.ru/data/2008/91/26.html

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений