ВАЛЕНТИН ПРОВОТОРОВ: “МЕТАФИЗИКА МОСКВЫ – БРЕД ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?”

(“Общая газета” 1996 год №29)

Валентин Павлович ПРОВОТОРОВ – по образованию историк, по специальности психолог и педагог, по призванию – поэт, художник, мыслитель-мистик. В “Общей газете” №25 за 1995 год он рассказывал о довоенной Москве своего детства, о созданном на исходе перестройки им и его друзьями “кооператива по поиску кладов”, о своем друге, писателе-мистике Юрии Мамлееве. Новый его рассказ касается такой неожиданной и необычной темы, как мистика московского пространства.

Всякий большой город, тем более мировая столица имеет свои мистические причины, почему он возник в этом, а не в другом месте, почему он застраивается именно таким, а не другим образом. Мистика как раз и занимается проблемой пересечения нашего обыденного пространства с иными мирами и их воздействием на него. Москва в этом смысле не исключение. Хорошо, например, известно, что Москва – защищенное место. Это город, который очень редко подвергается стихийным бедствиям. Ураганы и смерчи, как правило, Москву минуют. Она как бы прикрыта сверху щитом или, точнее, шлемом. Этот шлем можно рассматривать и географически, и метеорологически, и мистически. Если представить его висящим над Москвой, то легко вообразить и места, где этот шлем как бы касается земли, опирается на нее и с нею связан. Одним из таких мест является Царицыно. Известный древний район, ныне в черте города, место отдыха москвичей.

Но это также и место древних жреческих обрядов. Царицыно находится в особой связи с романовской династией. Вообще это некое пограничье, защищающее столицу от зла – и стихийного, и человеческого. Несколько лет назад, занимаясь проблемой “черных дыр” и мистических проломов в пространстве, мы предприняли специальное исследование этого места и выяснили много интересного.

Прежде всего любопытны судьбы его владельцев. Начиная с Годуновых, которые владели этим участком земли и строили на нем, они все подверглись тяжким испытаниям, чаще всего заканчивающихся гибелью. Екатерине его продал Кантемир, благополучный, казалось бы, человек, но не так давно я узнал, что как раз он подвергся едва ли не наибольшему из всех несчастий – у нег вымер род.

Несчастье постигло и Баженова, строившего дворец и пострадавшего за свои масонские взгляды. Очевидно, что в Царицыне он попытался воплотить какой-то глубинный и до сих пор неразгаданный замысел. Обычно говорят про Большой мост, который ведет к нынешнему оврагу и на котором Баженов оставил больше всего масонских знаков и символов. Но обратим внимание на то, что сам овраг имеет форму ребеса. Это алхимический знак, изображающий мужчину и женщину в одном лице – гермафродита, символ сути алхимического деяния. Опирается овраг на два островка в форме луны и солнца. Ребесу это так и положено.

Далее. С одной стороны оврага – Попова гора. С другой – Черная грязь. Известно, что именно таким образом переименовывали древние жреческие места. Еще несколько лет назад я видел возвышающийся над более поздней рощицей колоссальнейший дуб не менее чем в пять обхватов. Внутри он был абсолютно полый. Практически стояла одна кора, и только на самой верхушке зеленели листья. Такое дерево и было объектом поклонения.

Совершенно необычна экстрасенсорика этого места. В магнитном потоке такой силы никакой мост физически не может существовать целым. Когда мы туда приехали, там работали польские реставраторы. Мой знакомый, Валерий Храпов, который сейчас чуть ли не рак по телефону излечивает, говорит рабочим: “Зря вы, ребята, стараетесь, он у вас все равно развалится”. И точно. В первый же мороз мост дал две глубочайшие трещины. Но в то же время, трескаясь, разваливаясь, он стоит уже двести лет. Его даже не смогли разобрать на кирпичи, как произошло с другими строениями. Дело в том, что Баженов буквально связал его изнутри железными скобами. Это древний строительный прием, которым в его времена никто уже и не пользовался. Получился как бы символ масонского деяния: умирая, выживать.

Может быть, именно это послание Баженов вложил в замысел дворцового ансамбля? Как его ни восстанавливай, он обязательно развалится, но в полуразрушенном состоянии простоит века! Суть алхимии? Суть русской государственности? Между прочим, посередине царицынского ансамбля находится геообразующий центр. Когда на небе расходится облачность, именно над этой поляной всегда образуется световой колодец. Что хотел передать Баженов, вникая в эту местность? Известно, что в то лето, когда он здесь строил, архитектор страдал двухдневной тяжелой лихорадкой. Это болезнь, часто провоцируемая мистическими прозрениями.

Возникает много загадок. Почему императрица, приехав, пробыла здесь только час и тут же уехала обратно? Почему считается, что над этим местом есть какое-то проклятие и, по преданию, один из патриархов сказал, что пока здесь не прольется кровь, ничего стоять не будет?

Да, мы можем описать таинственные совпадения, можем говорить о некоем шлеме и его опорах на землю, выстраивать теории, читать и писать замечательные книги, но до конца мы никогда не поймем, как и почему это действует. Ибо это выше нас. Мистика и метафизика – в самой реальности, которая опрокинет любые схемы. Потому что эта мистика реальности нас самих и порождает. Мы можем лишь прикоснуться к ней, пережить ее личным мистическим опытом.

Но продолжим наше обозрение юго-восточной окраины Москвы. Так получилось, что я там жил в разные периоды своей жизни. Вырытые Годуновым Борисовские пруды были задуманы как водный рубеж на пути татар, которые еще прорывались тогда к Москве. Если идти от них к Печатникам, то наткнетесь на Николо-Перервинский монастырь, поставленный на пути татар как крепость. Поскольку мощи Николы защищают, по преданию, “от всадников с Востока”.

Кстати, мне однажды довелось быть в немецком городе Хальберштадте, где хранятся мощи святого Николая. Настоятель собора рассказал мне, как в годы наших разногласий с Китаем туда приезжали посланцы московского Патриарха и просили передать им или часть мощей, или все мощи в качестве гарантии защиты от неприятностей с Востока.

А если пойдем еще чуть дальше, то придем в Кузьминки, также весьма своеобразное место. Кузьма, по которому названы Кузьминки, это святой, заменивший языческого бога, покровителя кузнецов. Кузьминские пруды и кузьминские родниковые источники имеют по своей мистике довольно мрачное предназначение, как и Суково болото в Печатниках.

У славян был обычай убивать стариков. Считали, что седые люди портят урожай, всходы, зерно. Лучше их было убрать. Работу поручали кузнецам. После Масленицы стариков грузили на телеги, вывозили на высокое место, кузнец разбивал им молотом головы, и трупы сбрасывали в реку или в пруд. В Кузьминках это как раз то место, которое еще совсем недавно пропагандировали как “дачу Ленина”. Высокий обрыв, дальше – овраги. Весной овраги наполнялись водой, и все смывалось в Суково болото.

Наверное, есть некая мистическая традиция, согласно которой рядом с тем местом в Кузьминках построили госпиталь для ветеранов войны. А вокруг Сукова болота всегда была городская свалка и канализационный слив. Когда во время эпидемий запрещали хоронить в черте города, именно на берегу Сукова болота устраивали холерное кладбище. Люди тогда знали, что если бы хоронили в каком-нибудь другом месте, то рано или поздно зараза пошла бы обратно в Москву. Сейчас на месте этого кладбища стоит… школа.

А начинались эти мрачные вещи с владеющего местом пресловутого боярина Сука, которого Иван Грозный утопил в его собственном болоте.

У этого места есть еще одна история. Вдоль железной дороги во время войны держали пленных немцев. И когда они умирали, их обычно хоронили за литейным заводом. Их хоронили так, чтобы не оставалось следов. Вывозили горячий шлак, в ров сбрасывали трупы, а сверху засыпали этим горячим шлаком. То есть здесь еще и безымянные кладбища присутствуют.

Несмотря на это, как ни странно, место довольно спокойное. Может, потому, что люди гибли в старости, или за веру, или в возмездие, но кровь их – не вопиет.

Записал Игорь Шевелёв

Первая | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы|   Хронограф | Портреты, беседы, монологи |Путешествия |Статьи |Гостевая книга