Игорь Шевелев
Евреи на пути в барокко.
Изгнать евреев из Испании в конце XY века, после того, как разобрались с маврами и послали Колумба в Америку, можно было за одно это. Трое еврейских музыкантов надругались над виуэлой – инструментом, напоминающим гитару – в Испании! – начав играть на ней не пальцами, как люди, а смычком. В изгнании, при итальянском дворе герцогини д’Эсте они довершили свое темное дело, придумав виолу да гамба, а потом и виолу да браччьо, которая, по сути, уже стала скрипкой, в игре на которой евреи такие мастаки. Дальше, понятно, была Голландия, а там и до Англии рукой подать.
В Оружейной палате Кремля состоялся второй концерт музыкального фестиваля «Высокая нота», посвященного аутентичному исполнению западными музыкантами ранней европейской музыки. На сей раз, струнный ансамбль «Fretwork» из Великобритании знакомил с музыкой еврейских композиторов при английском дворе XYI века. Тот, кто знаком с историей, может удивиться, так как слышал, что евреям в Англии разрешили жить только при Кромвеле, то есть с середины XYII века. Однако ныне знают, что еще за век до того большинство иностранных музыкантов при дворе Генриха YIII, а затем и Елизаветы I были евреями, то есть маранами – принявшими под давлением инквизиции христианство, но втайне исповедовавшими иудаизм. Вот те самые - «скрипачи» на виолах.
Ничего особо «еврейского» в этой музыке, конечно, нет, обычная европейская музыка на пути от средневековья, через Ренессанс к барокко. Но что-то в ней, видно, было, если позволило еврейским музыкантам обосноваться в самом сердце Возрождения, а теперь добраться и до сердца России. Тем более что ансамбль виол «Fretwork» дополнил их паваны, гильярды, арии и фантазии сочинением современного композитора Орландо Гафа «Огненные птицы». Оно было написано в 2001 по книге Аарона Аппельфельда «Баденхейм 1939» о том, как на некоем австрийском курорте начинается «санация» отдыхающих, а местный еврейский оркестрик назло всему перелагает венские вальсы и джазовые мелодии мотивами еврейской клезмерской музыки, пока не приходит поезд, чтобы отвезти их в Аушвиц. Мало того, что «Fretwork» виртуозно это исполнял, он еще проредил части современного сочинения музыкой тех парней, которым герцог Мантуанский позволил в припадке милости не носить желтой звезды. Как сказал в романе Аппельфельда неунывающий импресарио во время загрузки в лагерные вагоны: «здесь так наср@но, что путешествие наверняка будет недолгим». Ну, что барокко, что баррако, а та скрипка все еще играет, и путешествие продолжается.
Как и фестиваль «Высокая нота» в Кремле, который продлится в апреле исполнением лондонской пианисткой Джоанны Макгрегор сочинения Оливье Мессиана «Двадцать взглядов на младенца Иисуса». В сентябре ждут знаменитого контр-тенора британца Майкла Чанса, который с тем же «Fretwork» исполнит сочинения Д. Тавенера. А там недолго и до андалузской музыки XII века с ее христианскими, арабскими и сефардскими мотивами. В общем, в Кремле будет играть музыка, и мы ее услышим.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений