Игорь Шевелев

 Антонова, Янковский и Куснирович рядом с тортом в виде музея

Юбилей с Амедео

 

Ирине Александровне Антоновой исполнилось 85 лет. Возраст женщины указывать не принято, разве что в данном случае курьезного несоответствия паспортных данных с реальностью. Энергии Ирины Александровны может позавидовать любой. В чем ее секрет, - в животворном порошке папайи, которым пользовался некогда римский папа? И машину в выходные дни водит сама, чтобы не загружать шофера, водительский стаж у нее более сорока лет. И все достойные концерты и театральные премьеры посещает, и плаванием увлекается. И выдающиеся выставки, проходившие в ГМИИ им. Пушкина, осуществлены благодаря ее личному авторитету среди музейщиков мира. И это при жесткой ее неуступчивости, о которой знают немецкие коллеги, обсуждающие вопросы возврата «перемещенных ценностей» вроде «золота Шлимана», коллекции Кёнигса, античных и средневековых раритетов, которые начинают появляться на выставках и в экспозициях того же ГМИИ.

Скоро, возможно, выйдет книга мемуарных заметок И. Антоновой. Кому и рассказывать о встречах и впечатлениях долгой, насыщенной жизни, как не ей. Выставка Александра Тышлера в 1966 году, выставка Матисса в «застой», эпохальная «Москва-Париж» в начале 80-х, «Москва-Берлин» в 90-х, «Россия-Италия» в 2000-х, - все сделано ее усилиями, и не случайно, что Ирина Антонова в совершенстве владеет именно немецким, французским, итальянским языками.

В ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова пришла работать более 60 лет назад, после окончания университета в победном 1945 году. С 1961 года является бессменным его директором. Академические и лауреатские звания долго перечислять, да и не они ее красят, а она их. Лучше вспомнить о знаменитых «Декабрьских вечерах», затеянных ею четверть века назад со Святославом Рихтером. О преодоленных трудностях недофинансирования в 90-е годы. О разрастании «музейного городка» на Волхонке, несмотря на блокаду галереями Шилова, Глазунова и иных любителей московской недвижимости. ГМИИ прирос новым зданием Музея личных коллекций, в старое переехала коллекция импрессионистов и западного искусства XIX-ХХ веков. Вырос уникальный центр детского творчества «Мусейон». Музею передана бывшая усадьба Долгоруких, где был музей Маркса-Энгельса, а потом дворянское собрание, чьи высокородные члены выломали и вынесли все, что могли. И хотя государство ни дает денег на ее реконструкцию, остается надежда на привлечение частного капитала под доброе имя, личный авторитет, самозабвенное подвижничество Ирины Александровны Антоновой.

Человека, столько времени находящегося на своем месте, украшают даже недруги. Но друзей, почитателей, соратников у Ирины Антоновой гораздо больше. Ее участие в первой независимой премии «Триумф», фестивале «Черешневый лес» демонстрирует отзывчивость на творческие идеи. Она жива новыми друзьями, начинаниями, нет времени оглядываться, подводить итоги - началась подготовка к столетию ГМИИ в 2012 году, совпадающем с еще более впечатляющим юбилеем Ирины Антоновой. К тому времени надо расширить музей, ввести в строй новые залы, помещения, обустроить уголок старой Москвы. Теплится идея вернуть сюда импрессионистов коллекций Щукина и Морозова. Жизненный принцип Ирины Антоновой ясен, - чтобы удержаться на ногах, надо идти вперед. Тем более - на тонких каблучках модельных туфель, в которых, как всегда, встречает своих гостей Ирина Александровна Антонова.

И подарок ей более чем достойный: первая в России выставка Модильяни, десятки картин, рисунков, скульптура. Лучшие музеи и коллекции мира воспользовались фестивалем «Черешневый лес», чтобы поздравить дуайена музейного сообщества мира Ирину Александровну Антонову.

 

Игорь Шевелев

 

Географ не все пропил.

 

Алексей Иванов «Message: Чусовая». СПб.: Азбука, 2007, 480 стр.

 

Автор известных романов «Золото бунта», «Сердце Пармы» и «Географ глобус пропил» выпустил книгу, посвященную месту действия его сочинений – реке Чусовая. Это опыт описания живого мифа уральской реки. В былые века – здесь пролегал государев путь «железных караванов». Потом было пристанище беглых раскольников, в эпоху ГУЛАГа сюда отправляли спецпереселенцев, усеявших своими костями берега. Теперь - туристический маршрут, который хотят сделать национальным парком горнозаводской природы Урала и паломническим путем желающих погрузиться в тайны уральского хребта России, пройти во «врата Сибири». После успеха «маршрутов Коэльо» чем не попытка сделать что-то подобное нам? И то сказать, водная артерия между европейской частью России и Сибирью, древний путь язычников на поклон «святым горам», маршрут булгарских купцов в Югру, Ермак…

Алексей Иванов (род. в 1969) живет в Перми, став лауреатом премий «Книга года», «Ясная поляна», многих других, войдя в шорт-лист «Большой книги». Дебютировал в конце 80-х в «Уральском следопыте», но первая книга вышла в начале 2000-х – «Чердынь, княгиня гор» о Перми XY века. Ее переиздание как «Золота Пармы» стало литературной сенсацией. «Message: Чусовая» - это не столько книга, тем более, не провинциальный труд краеведа, а проект нового мифа, «кода Чусовой». Еще работая над «Золотом Пармы», Алексей Иванов создал детский краеведческий музей, водил экскурсии криминальных подростков. Выходить за пределы книги в «большой текст» реальности ему не внове. В новом «путеводителе» он еще по скромности цитирует больше Мамина-Сибиряка, чем себя. Но к тому времени, когда издатели объяснят Алексею Иванову, что он сам – миф, готовый к употреблению публики, все сопутствующие тексты уже будут написаны.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений