Игорь Шевелев
Толстой после Шкловского
Биография классика получилась столь же неровной, как и его жизнь
Алексей Зверев, Владимир Туниманов "Лев Толстой". М.: Молодая гвардия, 2006, 784 стр. (ЖЗЛ).
Книга писалась смертельно тяжело. Первые две большие главы из четырех, включая небольшое приложение о драматургии Толстого написал Алексей Зверев (1939-2003), но работу прервала его скоропостижная кончина. Эстафету подхватил его друг Владимир Туниманов (1937-2006), специалист по творчеству Достоевского, книгу дописал, но умер, не увидев вышедшего в свет издания. В результате, книга получилась большой, соответствующей своему предмету, но не совсем единой. Ни по стилю, ни по внутренним пропорциям материалов.
Но, прежде всего, надо выразить благодарность уважаемым авторам за их труд. Читать о Толстом увлекательно и поучительно, - слишком много возникает ответных мыслей. Если кто забыл, биография Толстого, написанная Шкловским, уже выходила в серии ЖЗЛ двумя изданиями в 60-е годы. В ней находили много неточностей. Евтушенко рассказывал, как был восхищен приведенной автором цитатой из Карлейля, на что Виктор Борисович хитро заметил, что, возможно, сочинил ее сам. Та книга заряжала читателя "энергией заблуждения", если воспользоваться выражением самого В. Шкловского. Нынешняя выглядит более строгой, общепринятой.
Толстой безбрежен, и всегда найдешь чему удивиться, будь то фотографии Тани Берс (прототипа Наташи Ростовой), самого Льва Толстого в молодости или факты из его жизни. Меняется сама жизнь, и сегодня толстовская война в Чечне прочитывается иначе, чем полвека назад.
И все-таки двойное авторство книги сказывается на ее восприятии. Вдруг возникает перелом в стиле. В невозмутимый и целомудренно строгий стиль Алексея Зверева вдруг врываются личные оценки, внеконтекстные ассоциации Туниманова, слишком горячая защита Достоевского от «наветов» Страхова, высказанных тем в письме Толстому. По читательскому ощущению «Войне и миру» в первой половине книге посвящено столько же места, сколько народным рассказам Толстого во второй. Возможно, А. Зверев рассчитывал на гораздо меньший объем книги, и соавтору пришлось накручивать «листаж». О многочисленных детях и племянниках Толстого рассказано не меньше, чем о нем самом в их возрасте. Публицистические реплики об отрезанных в Чечне головах, увиденных по телевизору, о фон Триере и постмодернизме кажутся не всегда уместными. В жизни Льва Толстого было достаточно собственной фактуры и суждений, чтобы дополнять их еще нашими.
Даже долистать книгу до конца удается не сразу, за несколько дней. После чего имеет смысл начать перечитывать сначала. Обложившись сочинениями самого Толстого, материалами к его биографии, множеством мемуаров, перепиской. Толковые современные комментарии ко всему этому еще не написаны.
Игорь Шевелев
Год активного интеллекта
«Национальный бестселлер» приходит по расписанию
По традиции литературную премию "Национальный бестселлер" вручат 8 июня в Санкт-Петербурге. Победителя выберут из шести претендентов, вошедших в шорт-лист в соответствии с наибольшим количеством баллов, поставленных экспертами. Это романы "День опричника" Владимира Сорокина, "Даниэль Штайн, переводчик" Людмилы Улицкой, "Побег куманики" Лены Элтанг, "Черный пеликан" Вадима Бабенко, "Путь Мури" Ильи Бояшова и "ЖД" Дмитрия Быкова.
Некоторым курьезом выглядит то, что жюри возглавляет тот же Дмитрий Быков, что входит и в список претендентов (как лауреат прошлогоднего "Национального бестселлера")! Ему предстоит сотрудничать в жюри с далеко не книжными людьми - режиссером Василием Бархатовым, радиоведущей Аллой Довлатовой, поваром Ильей Лазерсоном, тележурналистом Михаилом Леонтьевым (признавшимся, что рад своей новой роли, поскольку книг давно не читал) и телеведущей Анфисой Чеховой.
Оценивая список, отобранный двумя десятками экспертов, непременный и ответственный секретарь оргкомитета Виктор Топоров заметил, что по своему уровню он едва ли не самый сильный за всю историю "Национального бестселлера". Причем, явно прослеживается симметрия представленных в нем авторов. Это тройка писателей, которых вполне можно назвать современными классиками русской литературы - Владимир Сорокин, Людмила Улицкая и Дмитрий Быков. И тройка дебютантов, которым наверняка уготовано место в этой самой литературе - Вадим Бабенко (живет в Испании), Илья Бояшов (Санкт-Петербург), Лена Элтанг (Вильнюс).
При этом все романы мало того, что написаны с изощренной виртуозностью, но еще и предполагают в читателе достаточно высокий интеллектуальный уровень. То есть это настоящая литература высокого класса. Что не может не радовать знаком года высокого интеллекта.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений