ТРИСТА
ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТЬ ВЗГЛЯДОВ НА ВОЗМОЖНОСТЬ
САМОГО СЕБЯ
Игорь
Шевелев. Год одиночества. Тверь:
Издательство “Тверская областная
типография”,
2002, тираж 400 экз.
Просто назвать книгой
данное издание что-то мешает, хотя как раз
это-то и есть самая настоящая, можно сказать,
классическая традиционная книга. Толстая
(27,5 печатных листов), в ледериновом
переплете, добросовестно сброшюрованная,
сшитая и даже — о забытая роскошь! — с
матерчатой закладочкой. Все как когда-то.
Тем не менее естественнее называть это по-новому — проектом.
Как в шоу-бизнесе, простершем свои
победоносные крылья гораздо дальше
эстрадных подиумов, хоть мы и пытаемся
старательно приучить себя думать, что это
не так.
Итак, почему проект? По
разным причинам. И первая из них — тщательная
продуманность всей конструкции, от
текстовой структуры до материального
воплощения.
Начнем с текста. Он
представляет собой ровно 365 (по числу дней в
году, догадались? — название-то “Год
одиночества”!) небольших — страница-полторы — главок.
Главки нумерованы, в отличие от книжных
страниц (теперь понятно, почему объем
указан в печатных листах? В страницах это
где-то около 500). Текст предварен эпиграфом,
вынесенным на титул: “Что сказать мне о
жизни? Что оказалась длинной” — Иосиф
Бродский, а завершен кратким послесловием,
из которого узнаешь, что “нынешнее издание
„Года одиночества” — презентационное.
Оно вышло тиражом 365 нумерованных
экземпляров, каждый из которых является
специальным знаком дарения
соответствующей номеру главы романа. Также
есть еще 40 ненумерованных экземпляров,
соответствующих сорока „посмертным” дням”.
Красиво? То-то.
Кстати, у рецензента в руках
оказался № 216, видимо, не попусту
соответствующий рассказу о тверской
крепостной крестьянке при барине-еврее,
купившем все хозяйство на корню. Но сия
историческая эскапада, как кажется,
исключение в этом собрании фрагментов
человеческого бытия, по преимуществу
современного и столичного, которое сам
автор все в том же послесловии называет “роман-календарь”
и где главки впрямую друг с другом не
связаны. “Разве что в более широком
горизонте жизни личности, где все связано
со всем. Зато каждая из главок может быть
началом нового отдельного текста,
уходящего в глубь сюжета”, при этом “соотношение
„мужских” и „женских” глав, возможно,
связано с соотношением анимы и анимуса в
персоне автора…” Вот так.
Собственно, после такого
заявления ожидаешь обнаружить если не
энциклопедию русской жизни, то, по крайней
мере, ее достаточно широкую панораму.
Возможности-то какие! 365 судеб, 365 характеров,
365 случаев, 365 соприкосновений с миром и со
временем и т. д., и т. п. Читаем. Но
никакой столь популярной нынче с легкой
руки Довлатова прозы — сюиты —
баек не обнаруживаем. Написано весьма
мастеровитой и уверенной рукой. Еще бы! Одно
перечисление в послесловии изданий, с
которыми регулярно сотрудничает автор,
говорит о заведомой ситуации жесткого
тренинга, сравнимого разве что с
легендарным многописанием Дмитрия Быкова,
московского многостаночника, успевающего и
в журналистике, и в прозе, и в поэзии. Уж рука-то
при такой жизни набивается — дальше
некуда. Но, как мы знаем, наши недостатки
суть продолжение наших достоинств.
Привычка к непрерывной интенсивной
рефлексии на письме зачастую вырабатывает
некий особый стиль, уместный в романе-исповеди
и мало совместимый с многоголосием данного
проекта — романа-календаря. А его, то
есть стиля, особость, как нетрудно
догадаться, заключена в сугубой
личностности произносимого, что особенно
ценится в публицистике и журналистике (за
вычетом, разумеется, информационных
сообщений), но малоэффективна в сюжетной
прозе, где, кроме “размышлизмов”,
требуется еще кое-что: персонажи должны
быть живыми и разными, например. И думать
каждый должен по-своему, и говорить, и
двигаться, и любить, и ощущать мир… Если,
конечно, ставишь перед собой такую задачу.
“Год одиночества” Игоря
Шевелева написан как будто бы о разных
людях. Но только как будто бы. На самом деле
миру явлены две стороны — мужская и
женская — души автора и ее путь в этом
мире. Ее бесстрашные, сладостные и горькие
соприкосновения с жизнью, смертью, любовью,
Богом, судьбой, временем и, в конце концов,
словом. Интересно ли это читать? Безусловно.
Умный, образованный, тонко чувствующий и
превосходно умеющий формулировать
московский интеллигент, живущий в своем
достаточно замкнутом и достаточно
элитарном пространстве. (Конечно, не
обойдется без упреков в космических
масштабах Садового кольца.) Имена все те же.
И проблемы все те же. И вопросы все те же.
Может быть, так и было задумано? Этакая
обманка для читателя: рассчитывали на
симфонический оркестр, а получили соло
скрипки. Так ведь скрипки же, а не металлом
по стеклу!
Наверняка так и было задумано: душа, имеющая возможность уходить в другие сюжеты, в другие судьбы, примерять ситуации, пробовать и возвращаться. И бесконечно искать себя в пространстве смыслов. А энциклопедии и панорамы мы найдем и в других местах. Верно?
Первая
| Библиография | Светская
жизнь | Книжный угол | Автопортрет
в интерьере | Проза | Книги
и альбомы | Хронограф
| Портреты, беседы, монологи
| Путешествия
| Статьи | Гостевая
книга