Игорь Шевелев

 

Суицид on-line

 

Самоубийство – дело интимное. И интернет – дело интимное. Их встреча была неизбежна.

Для того чтобы увидеть, насколько в интернете популярна суицидная тема, довольно взглянуть на статистику, которую дает поисковая система. На слово «суицид» с добавлением - фото (396 тыс. ссылок), способы (74 тыс.), поведение (12 тыс.), форум (531 тыс.!), суицидология (4 тыс.), картинки (117 тыс.), среди подростков (96 тыс.), видео (289 тыс.!).

Такова структура интересов. Пользователей волнует не столько теория, сколько практика. Разница между форумом и наукой о суициде - два порядка. На каждом из форумов обсуждают десятки тем. Каждая тема аккумулирует тысячи комментариев.

Суицид – предельно экзистенциальная тема общения. Тут и жалобы на несчастья – от недовольства внешним видом и потери любимого до разочарования во всем. Можно найти партнера по уходу из жизни, выбрать способ самоубийства. Тут и обретение утешительного диалога с другими. Ведь самоубийство, как показывает опыт, может быть многолетним «проектом», способом жизни, поведения, общения с ближними.

Лучшего места, чем интернет, для этого сложно найти. Интернет - жизнь наедине с собой и миром. Среди прочих способов поведения у нас есть и отклоняющиеся. Даже Марк Аврелий наедине с собой отклонялся от колеи императорского поведения, выясняя основы бытия. И мы не хуже.

Смерть притягивает как секс. Ее любят молодые и здоровые, алчущие путей в незнаемое. Нужна крепость нервов для разглядывания чужой смерти на фотографиях и видео. Но и, переживая возможность своего самоубийства, ощущаешь бессмертие, что подтверждают психологи. Зачастую это игра. Но одни играют всерьез, а другие лицедействуют, поглядывая со стороны.

Слово «самоубийство» дает в поиске примерно те же результаты, что и «суицид», но их раза в два побольше. Из-за молодости пользователей не все знают ученое слово «суицид», от латинского sui caedere - убивать себя. Самоубийство – способы (269 тыс. ссылок), видео (358 тыс.), фото (520 тыс.), подростков (678 тыс.!), в России (898 тыс.!), статистика (315 тыс.).

Кстати, о статистике и России. По сообщению Википедии – за девять лет с 1995 по 2003 год в нашей стране, одной из лидеров по самоубийствам, покончили с собой полмиллиона человек. Поскольку считается, что на одно смертельное самоубийство приходится двадцать попыток, делается вывод, что за эти годы 10 миллионов россиян пытались наложить на себя руки. Хотя возможно, что некоторые пытались не один раз. Общее число самоубийств в нашей стране втрое превосходит среднюю цифру. В 2007 году Россия заняла третье место в мире после Литвы (42 человека на 100 тысяч) и Белоруссии (37 человек). У нас покончили с собой 36 человек на 100 тысяч населения. Для сравнения, в Японии – 24 человека, во Франции – 18, в Швеции – 13, в США – 11, в Великобритании – 7, в Греции – 3. Хотя с 1992 года этот показатель для России постепенно снизился – с 46 до 36 случаев.

Всякая статистика, размышления, культурологический анализ действуют успокаивающе. Словно говоришь о чем-то внешнем. Между тем смерть касается всякого. В молодости представляешь родителей, которых оставишь. В зрелые годы - детей, для которых это можешь стать дурным примером. Даже размышление об этом болезненно. Не всякий может как мыслитель, написавший фундаментальный труд «Писатель и самоубийство». Он покончил с унылым Григорием Чхартишвили и обернулся успешным Борисом Акуниным.

Можно заглянуть на многочисленные сайты «клубов самоубийц» - это иная форма тех же форумов. А можно ограничиться блогами ЖЖ, где на слово «суицид» открывается сто тысяч страниц, а на «самоубийство» в 2,2 раза больше.

Там узнаешь, что недавнее 21 января признано в Великобритании самым депрессивным и суицидогенным днем в году. Третий понедельник после праздников - это долги, жуткая погода, сплин, экзистенциальный мрак и не начатая новая жизнь. И даже контекстная реклама на суицидной странице: «Потеряли Смысл Жизни? Фильм "ХХ" Вернёт Вам Его!» - не вызывает ухмылки.

ЖЖ разнообразен. «Семен» хочет кончить самоубийством – позитивный ВИЧ - и спрашивает у аудитории совета. Юзеры выражают участие, говорят о лучшем, приводят примеры.

Парень жалуется, что девушка, забеременев, угрожает покончить с собой, если он будет к ней холоден. А-а, нет, это девушка, рисуя портрет негодяя, записывает пунктом негодяйства, что, подруга, забеременев, должна оставить его в покое, а не угрожать, что покончит с собой.

Тут же парадоксальный вопрос: пьянство – это вид самоубийства или самоубийство – вид пьянства?

Человек вне ЖЖ кажется плоским, двумерным, не выявленным. Массовая «дневниковость» словно углубляет людей вокруг нас. Фотографии, политические страсти, суждения по всем поводам, куча сведений, знаний. У смерти в этой кутерьме свое место. Этот еще вчера писал, и дневник его идет вглубь, а самого уж нет. А вот фотографии и девичий дневник той, которую сбили на днях «джипом» на встречке у Смоленской. А вот френд не писал неделю, оказалось, едва в «дурку» не загремел после попытки суицида.

Девица так страстно описывает ежедневно перепады любовных переживаний, что кажется, за ней стоит бородатый циник, изображающий «Вертера в юбке». И вот она грозит самоубийством on-line, и рунет замер, приник к экранам, ждет продолжения сериала или его развязки. Тут резерв, который скоро превратит ЖЖ в популярнейшее шоу, что затмит ТВ.

Пока мы живы, мы только учимся быть людьми. Разговор о смерти – в том числе, в ЖЖ - может спровоцировать непоправимое, а может дать преодолеть кризис, выйти на иной личностный уровень. Дневники ЖЖ по сути своей – демонстративны. Как и самоубийства.

Подробное обсуждение способов суицида, смакование жутких фотографий и видео выдает в некоторых юзерах патологию или обычную пакостность. В страхе от скорости, с которой суицидные настроения могут распространяться среди юных и неокрепших умов, подобные сайты закрывают. «Смертельные сайты», если не ошибаюсь, находятся под контролем соответствующих подразделений РУБОП. Есть опасения, что кто-то будет цинично манипулировать чужим отчаянием. А иной захочет помочь добрым советом, да навредит от неумения.

Впрочем, это не повод ставить под сомнение сам блогонет. Известным «блогером» на тему самоубийств был Ф. М. Достоевский. Перелистайте его «Дневник писателя»: блоги, комменты, ответы - все как полагается.

Мысли о смерти обостряют ощущение жизни. Когда человек полон сил, ему кажется, что при «переходе» выделится такая энергия, что - «все станет ясно». Вспомним того же Федора Михайловича с чувством просветления перед припадком. А ну как и тут будет так же.

Смерть - наркотик, позволяющий жить. Резерв свободы личности. В России, где с петровских времен всяк приравнен к солдату, самоубийство есть вопиющая порча казенного имущества. А тут эмиграция «в Америку», как сказал, стреляясь, Свидригайлов. А что остается не желающему жить чуждой жизнью? Из безвыходной ситуации всегда есть один выход. Другое дело, что мы не знаем будущего, которое кажется безвыходным. Вдруг газ в Освенциме кончится? Для продолжения жизни достаточно одного шага. А, если честно, - не берусь судить.

Как сказал Фрейд, закрывая посвященное проблеме самоубийства заседание Венского психоаналитического общества: “Воздержимся от окончательного суждения, предоставив опыту самому разрешить эту проблему”. На том остановимся. Вспомнив лишь Пастернака: «Не знаю, решена ль загадка зги загробной, но жизнь, как тишина осенняя, - подробна...»

Смерть побивается только жизнью.

А где жизнь-то? Мисюсь, где ты?

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений